ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Без сомнения закидывай уду Креста: и этою малою удицею — левиафана злого вытащишь из глубины сердечной на брег.

Священнику. Все и везде совершает нами Господь: и мы, очевидно, только Его орудия. А Он, Милосердый, Всесильный — везде.

+ Радость бывает на небеси о единем гретни це кающемся (Лк. 15, 10). Смотрите, как внутренние расположения наши явны миру небожителей, как они участливо взирают с высоты небесной на дела нашей веры! О! Они все видят! Видят, как я молюсь, видят, что думаю, чувствую, желаю, намереваюсь, предпринимаю, делаю; как обращаюсь с другими; на какие хожу удовольствия; что особенно люблю; к чему пристрастен — все видят, и на основании своего всезнания обо мне разлучат нас некогда друг от друга — добрых от злых. Изыдут, сказано, Ангели, и разлучат праведных от грешников (Ср.: Мф. 13, 49).

Когда внутри тебя шепчет злой дух сомнения и этим сомнением давит тебе сердце, скажи ему: не вем тя, пришлеца, с коей ты стороны, вемь же, яко убийца еси искони: убиваеши бо мене и ныне сомнением; не буди убо мне веру яти тебе — убийце, но яко темного и неизвестного пришельца презираю тебя и от всего сердца моего верую истиннейшим и живым словесем Жизнодавца и Спаса моего. Егоже вем, откуду есть, — верую Апостолам Его духоносным и всей святей Православно–Кафоличестей Церкви, наставляемой Духом Святым и присно управляемой невидимо Самим Господом Иисусом Христом. Отъиди от Мене, сатано (Ср: Мф. 4, 10; 16, 23; Лк. 4, 8), огненная змия!

Молитва, между прочим, должна быть бодрая, а не расслабленная и ленивая.

Якоже избыточествуют страдания или труды Христовы (ради Христа) в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше. — Опыт.

Дух Божий ношашеся верху воды (бездны) (Быт. 1, 2). И ныне Он покрывает мир, как орел птенцы своя (Ср.: Втор. 32, 11).

Судя по тому, что весьма многие избегают молитвы, нужно думать, что она для них трудна, их сердцу, не вмещается ни в мыслях, ни в сердце.

Хорошо молиться мне о людях, когда я причащусь достойно: тогда Отец и Сын и Святой Дух, Бог мой во мне, и я имею великое пред Ним дерзновение. Царь тогда во мне, как в обители: проси чего хочешь. К нему приидем и обител у него сотворим (Ср.: Ин. 14, 23). Елика хощете, просите, и будет вам (Ср.: Ин. 15, 7).

Люди стыдятся сознаться, но должны сознаться, что они не веруют в высокое достоинство и предназначение свое, что они — бесценный образ Божий, прелюбезный Богу, которому предуготовано и обещано бесконечное, великое блаженство на небесах — в единении с Богом. Как бедняк не верит, что он может сделаться богачом и весьма знатным человеком, так многие христиане не веруют, что они будут обладать богатством будущих благ и будут спосаждены на небесных во Христе (Еф. 2, 6) туне. Мы дивимся, как без особенных заслуг с нашей стороны ожидают нас такая великая честь и слава, такое богатство благ. Мы самолюбивы, корыстолюбивы, скупы и не понимаем, как может существовать такая бесконечная любовь, такой Прещедрый и Бескорыстный Отец; нам все еще как будто не верится, что Бог тако возлюби мир, яко и Сына Своего Едино роднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь <не погибнет> (Ин. 3, 16).

На стену: Камо пойду от Духа Твоего? (Пс. 138, 7.).

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16.) Видите, Бог всегда с нами. И как Ему не быть с нами, когда мы — Его дыхание? Ангелы и очищающие себя от всякой скверны плоти и духа [48] христиане — угодные, самые приличные храмы Его.

Бог с нами всегда: потому что мы сей час умираем внутренно, когда Он отвергает нас от лица Своего и отнимает от нас Духа Своего Святого (Ср.: Пс. 50, 13). Мы зовем тогда в пустыне сердца своего, и нас никто не слышит: в нас бывает противник Богу и нам; и когда мы взываем сердцем к Богу, он противится этому и сильнее мучит нас. — О! Тогда мы познаем, что без Бога мы пропали, одну минуту тяжело жить без Него.

Если жена имеет причины подозревать меня в неискренности любви к ней — то Бог ли не будет испытывать меня в искренности любви к Нему? Сердцеведцу ли не посещать меня искушениями, чтобы испытать мое сердце — любит оно Его или нет. А не глубоко, не основательно оно в любви. Господи! Ты веси сие!