ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чре ва его истекут воды живы (Ин. 7, 38), то есть Живого Слова. Да, Господь, чрез веру почивающий в моем сердце, есть действительно Источник живой воды (Ср.: Иер. 2, 13). — Опыт.

Приидоша реки, и возвеяша ветри, и… опрошася храмине той (Мф. 7, 27). И в собственном смысле и в переносном можно принимать. В собственном: когда сгущаются дождевые облака в воздухе и, гонимые ветром, опираются на наше тело, тогда бывает нам тяжело и душе и телу. В переносном — разумеются искушения врага.

Если б мальчик, хорошо известный, преподавал нам истину Божию, и тогда мы должны были бы слушать его со смирением, со вниманием и с глубоким уважением. Все люди, вещающие истину, не более как герольды Божии. Но смотрите, что бывает: если молодой человек, хорошо нам знакомый, говорит истину, мы часто пренебрегаем его словами и лишаем уважения истину — из–за того, что она в его устах.

+ Возлюбленные братья! В нынешнем Евангелии читана весьма нравоучительная притча Спасителя — о талантах (См.: Мф. 25, 14–30). Приклоните с благоговением ваш слух и послушайте ее толкование. Господь Иисус Христос, сказавши, что всякий из нас должен бодрствовать душою для молитвы и добрых дел, потому что никто из нас не знает ни дня, ни часа, в который Он придет за нашею душою, продолжает далее так: ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов (вес серебра), другому — два, иному — один, каждому по его силе, и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Так же точно и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел раскопал землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета…

Господин, поручивший рабам свое имение, есть Иисус Христос. Рабы — это мы. Душа наша с ее способностями, с ее силами, тело наше с его здоровьем и крепостию, все, что имеем мы, кроме греха, — есть имение Господа.

ПРИЧАСТНИКАМ. Славно! [55]

Весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше и изцеляше вся (Лк. 6, 19). История текста. — И теперь, как видно из настоящего собрания, народ ищет прикасатися Спасителю в Его Тайнах. Но все ли добровольно? Не по нужде ли одни, не по привычке ли другие? С живою ли верою? С простым ли сердцем? Не гнездится ли в сердцах христиан, желающих приступить к Тайнам, маловерие, лукавство; не с холодным ли равнодушием приступают? Понимают ли, как следует, к чему приступают; имеют ли намерение — крепко охранять принятую Святыню доброю жизнию? — Будьте внимательны, братия, вы один раз в году приступаете к величайшему, животворнейшему Таинству; сосредоточьте все ваши душевные силы к достойному принятию в свое сердце Христа Спасителя. Вот здесь в этой Чаше — Он Сам, и от Него для всех, достойно причащающихся, сила исходит в сердце и исцеляет всех — все грехи, омывает все скверны сердечные, обновляет растленное грехом сердце каждого. [56]

Единство законов ума и сердца у всех людей, единство стремлений сердца к Невидимому Богу доказывает разительнейшим образом происхождение их от Единого Всесовершенного Духа Бога и от единой четы первых человеков. Все люди как один человек. И вот где основание — любить всех как себя.

Бог как древо, а люди как листья. Древо стоит твердо и непоколеблемо, а листья опадают каждую осень. Аз еемь лоза (Ин. 15, 5).

Есть Господь на месте сем, аз же не ведех (Быт. 28, 16).

Вем твоя дела (Откр. 2, 2).

Душа моя тому живет (Пс. 21, 30).

Теплота сердца — знак присутствия благодати Святого Духа.

Понеже умолил Мя ecu (Мф. 18, 32). Всеправедный позволяет умаливать Себя — преклоняется на нашу молитву как <на> подвиг.