ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Священнику. Когда позовут тебя причащать или соборовать трудно больного, удержи дух свой от маловерия и смущения и укрепи его в вере несомненной: мы изменчивы, а Бог всегда один и тот лее. Так и при всех таинствах веди себя спокойно, с верою.

Едине и единственный Покой и Жизне моя, Спасе, во всякое мгновение жизни — слава Тебе. Аминь. 7 мая 1860 года.

Жизнодавче! Даруй мне сердечно благодарить Тебя всегда и за материальные средства жизни! Благостыня! Даруй мне и во всех вещественных благах видеть дары Твоей беспредельной благости. Господи! Даруй мне из вещественных даров Твоей благости делать щедро дела благости и милости! — Милость моя! Да не забудусь я, обремененный благим и легким бременем Твоих милостей.

Когда изображаешь знамение Креста на себе или на другом ком, или на другом чем — будь всегда мысленно, в сердце своем ниже его и благоговей пред ним, как пред силою Божиею, которая и тебя самого хранит и дает свою дивную и великую силу твоим слабым силам и прогоняет из души твоей или других сопротивные враждебные силы и освящает всякого, кто с верою изображает или кто с верою принимает его от священника.

Видишь ты, как сердишься и злишься: можешь ли ты осуждать других в том, что они сердятся и злятся? Смотри, как диавол вертит тобою, зная твое малодушие.

Когда молишься о ниспослании тебе Святого Духа и о вселении Его в тебя, тогда имей совершенное твердое упование, что ты просишь у Господа самого обыкновенного у христиан дара Господня, как насущный хлеб и вода, не смущайся от величия Духа Господня, Животворящего, дышущего, идеже хощет (Ср.: Ин. 3, 8), и веруй от всего сердца, что Он придет и вселится в тебя ради того, что ты — член Христов, искупленный Его Кровию и освященный принятием в сердце свое пречистых Таин Его Тела и Крови. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16.)

Когда ты изображаешь на себе знамение Креста Господня, тогда ты как бы повторяешь воспоминательно Его распятие за тебя, Его страдания и смерть, изображаешь главный акт Его искупительных действий; и если делаешь это с живою верою, тогда великое освящение доставляешь душе своей и свободу от диавольских действий на душу твою, равно как свободу от всех страстей — доставляешь мир и чудную, легкую христианскую свободу душе своей. — Опыт.

Когда молишься Господу о даровании тебе небесного блаженного воскресения и Небесного Царствия со святыми, молись об этом так же, как о самом обыкновенном для Господа деле, хотя для тебя оно и несказанно велико и хотя ты сам и не заслуживаешь его: Небесное Царство уготовано избранным давно — от сложения мира (Ср.: Мф. 25, 34), и оно, так сказать, ожидает своих насельников и обитателей. — Оно — дело благости возлюбившего нас до Креста и смерти Владыки нашего Господа Иисуса Христа и стяжавшего нам вечное царство на небесах пречистою Своею Кровию. Недостойны его мы, но достоин его бесконечно Господь наш, Богочеловек Христос Иисус. Он–тο и совводит нас с Собою, как Глава Свои члены. Так велико и тесно Его общение с Церковию, что Он с нею как бы единая плоть. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5, 32).

Священнику. Когда служишь какую–либо священную службу, имей смиренное настроение мыслей и сердца и будь мысленно ниже всех чтений, молитв, славословий и священных действий, совершаемых в храме или в частном доме. Почему? Потому что слова чтения или молитв, славословий и священных действий принадлежат по началу своему или 1) Самому Господу Иисусу Христу, или 2) Его Апостолу, или 3) святым и великим отцам Церкви, которым ты недостоин отвязать ремень сапог их (Ср.: Мк. 1, 7). Никогда не дерзай мысленно равняться с ними, тем больше — мысленно стоять выше их и таким образом осквернять себя диавольскою гордостию, которая всегда убивает нашу душу — ведомо или неведомо для нас. Научись смиренно ходить пред Господом и стяжешь драгоценный покой сердца.

Пред всеми людьми будь также как можно смиреннее: никого не почитай малым и ничтожным, хотя бы, по мнению народа, он был самый последний в обществе. Ко всем будь ласков, кроток, почтителен. Смиряй себя пред всеми, и пред всеми вознесет тебя Господь. Всяк бо возносяйся сми рится, и смиряяй себе вознесется (Лк. 18, 14).

Как мы смотрим на того человека, который говорит с нами и не обращает на нас по небрежности внимания своего? У нас не лежит, как говорится, к нему сердце, и, как он не обращает на нас внимания, так и мы не считаем долгом с полным вниманием выслушивать его и с благорасположенностию к нему исполнять его просьбы. Так рассуждайте и о человеке, молящемся Богу. Когда он молится Богу небрежно и не обращает внимания на Его присутствие, тогда и Бог, оскорбляемый невниманием и неблагодарностию его, не приклоняет уха Своего к молитве его (Ср.: Пс. 85, 1) и не исполняет прошения его: потому что он недостоин такой милости Божией.

О молитве. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть (Евр. 11, 6). Кто приступает молиться Богу, тот должен однажды навсегда крепко–накрепко утвердить веру в Бога, что Он действительно есть. — Показать из Священного Писания, из церковных молитв, из опытов молящихся, что Бог есть. Бог наш — творяй чудеса (Пс. 76, 14–15) [60]; Он сказал громогласно в людях силу Свою. Как сказал? Различным образом. — Проследить вкоротке чудеса Ветхого Завета, Нового Завета. Как скоро Он отвечал на молитву Захарии, Богочеловека Иисуса Христа, Апостолов, Корнилия. В Ветхом Завете — молитвы Авраама, Исаака, Иакова, Давида (псалмы его), матери Самуила, самого Самуила, родителей Сампсона, Соломона (премудрость), Сираха, Иова.

Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Помни эти слова Господа и без Него не почитай себя нигде безопасным, ни в какую минуту. Приучись выну [61] зреть ко Господу (подобно Давиду), который говорит: очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои (Пс. 24, 15). Старайся не быть один без Господа ни на одну минуту, но всегда с Ним: и тогда будет для тебя великая безопасность.

О, как много вреда делает привязанность к богатству! Препятствует мне любить Бога и ближнего и душу мою стесняет и убивает! — Господи! Помилуй мя и избави мя от лести богатства. Лесть богатства и силу Слова Божия подавляет в сердце! Вон какой громадный вред от него!