ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Молиться нужно чистым сердцем: к нечистому сердцу молитва не привьется, как огонь к сырому Дереву.

Как Господь праведен в воздаянии святым Своим. При жизни своей они постоянно Его призывали в помощь, прославляли, благодарение Ему приносили; за то после смерти Господь, прославляющий славящих Его, сделал то, что их призывают в помощь, их славят. За то, что они при жизни изощрили свое духовное око в молитвах, после смерти они учат других изощрять свои духовные очи.

Замечай: во всех видах нерасположения к людям действует диавольская злоба. А ты всячески крепись в любви ко всякому человеку без всякого разбору.

В воскресенье (июня 12) два раза получил я чудесное спасение от Господа — с небеси: утром, идучи к обедни (я был очередной), когда сердце мое связалось и омрачилось движением злобы, и вечером, идучи от вечерни, когда сердце мое было также устрелено стрелою злобы до вечерни. Так я многогрешен и так часто я падаю в один и тот же грех! Но и признаюсь, что не коснею, трепещу коснеть в злобе, и, по милости Божией, крепко связывает и мучит она меня так, что я обессиливаю от ней и делаюсь не способным ни к чему. А потому тотчас же раскаиваюсь и молю Господа возвести душу мою от ада преисподняго (Пс. 85, 13). — Как же я получил спасение от Господа? — В первом случае так: идучи к обедни, я с верою возвел очи свои на небо — на восток и от всего сердца сказал: Спасе! Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть (Пс. 50, 5): спаси мя! От Тебя единого — спасение мое; Ты единственный Спаситель мой. — И Он тотчас же спас меня, возложив на душу мою благое иго Свое и легкое бремя Свое, снявши злое иго диавола и тяжкое бремя его с сердца моего. — В другой раз также воззрел я на небо и с верою сердечною произнес внятно себе: Спасе! Спаси мя [63] Ты — самое верное и надежное спасение мое. — И опять простер Он десницу свою, и очистил сердце мое, и мышцею Своею заступил меня! Слава Спасителю моему, мне же, многогрешному, — стыдение лица!

В незнатности и бедности моей маминьки — честь и слава моя: потому что в этом вижу я, как многомилостив и щедр ко мне Господь, какие великие благодеяния явил Он мне, недостойному, сделав меня и образованным и сведущим в Тайнах Его, знатным и исполненным всяких даров Его! Слава благости и щедротам Бога моего! Хвалюсь незнатною и бедною родительницею моею!

Видя всегда дикие увеселения в нашем городе [Кронштадте], не знаю, что мне об нем подумать: люди в здравом уме дозволяют и делают дела, которые простительны только умалишенным. Какой–то иностранец, не знаю откуда взявшийся, преспокойно расположился на главной площади и обольщает неразумных своими отвратительными представлениями, и это в пост, когда особенно нетерпимы по нашему православному обыкновению такие бесовские зрелища. — Православные братия! Окажите совершенное презрение этому обманщику, вовлекающему вас в греховное дело, не ходите к нему, не давайте ему вашего сребра, которое вы можете употребить на пользу души своей — на какое–либо доброе дело. Помните, что для всех нас близок день Господень, в который мы должны будем дать отчет во всяком деле и слове. Займемся все делами благочестия. Доколе нам проводить время в праздности и рассеянности? — Умеющие читать занимайтесь чтением Святого Евангелия, которое доступно ныне по цене своей всякому, даже бедному человеку. Бросьте языческие зрелища, полюбите храмы Божии и службу Божию. Иначе не миновать нам гнева Божия, который уже и начал проявляться.

Согрешил: поддался чувству самолюбия… О! Еще есть во мне гордость! Еще я возмущаюсь и скорблю, когда кто гордо обходится со мною.

Господи! Державно останавливающий во мне потоки зла, готового потопить меня, и совершенно иссушающий их, — слава Тебе, благодарение Тебе! Взирал я к Тебе, когда зло поглощало меня — и Ты избавил меня! (13 июня I860 г.) Что, если бы не помощь Твоя? О, тогда бы я был жертвою злобных сил, губительных сил! Радуюсь о спасении Твоем! Сегодня несколько раз я получил дивное спасение от Господа. — Живый на небесех! Слава Тебе!

Когда я обладаю верою и правотою сердца пред Господом, тогда я — как богач великий и дух мой веселится о таком богатстве своем, не надмеваюсь им нимало, но когда я потеряю веру сердечную и правоту сердца, тогда я — бедняк жалкий и дух мой скорбит и сетует о своей нищете, как о великом бедствии.

Заметь, что когда диавол внутренно поджигает тебя к раздражительности и злобе — тогда твой долг крепиться в кротости, терпении и незлобии сердца: то искушает тебя Господь и хочет показать тебе самому, есть ли у тебя эти добродетели. А они необходимы для христианина, особенно для священника.

Бывают иногда сильные приражения к сердцу духа злобы или духа убивающей скупости даже после самого причащения. Не нужно отчаиваться при нахлынутии зла: оно попускается Богом для борьбы и укрепления борьбою наших нравственных сил. Пройдет. Но надо Бога молить, чтоб выдержать натиск злого духа, который бывает особенно силен — врасплох, при неготовности нашей и тогда, когда мы не хотели бы того — при нарочитых людях. — Опыт. Верно.

Молись Богу, чтобы Он сподобил тебя принести больше жертв любви ближним, будут ли то жертвы вещественные или духовные. — Бог всегда посылает дары Свои любящему и усердно подающему.

Все прелесть, кроме веры, надежды и любви, то есть все, что приражается к сердцу постороннее, есть прелесть и не есть жизнь сердца, а смерть его.

При встрече со всяким человеком, который к тебе придет, или к которому ты придешь, или с которым случайно где–либо встретишься, да будет первая мысль твоя — мысль о том, что он брат твой или сестра во Христе твоя, и первое чувство твое — чувство сердечного к нему или к ней уважения, да не будет око твое лукаво (Ср.: Лк. 11, 34) при взгляде на ближнего твоего, не приспособляй его мысленно к своим самолюбивым взглядам; да не меряет оно его с головы до ног, да не смотрит лукаво ни на его звание и положение в свете, ни на его богатство или бедность, ни на один его член, хотя бы и был в котором из них недостаток некоторый; равно да не взирает лукавыми, пожирающими взглядами на красоту и симметрию всех членов или на особенную красоту некоторых из них: да отдается всегда прежде всего и больше всего уважение достоинству человека, его душе бессмертной, созданной по образу и подобию Божию, искупленной пречистою Кровию Сына Божия.