ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Есть люди, которые не хотят молиться пред иконою, которая не отличается художественностию или написана не соответственно понятиям этих людей о лице изображенном. Это — люди гордые и лицеприятные, которые из мира переносят вкусы свои в храм Божий или в молитвенницы своих домов и смотрят только на изящество и красоту лица там, где вся слава лица внутрь. Зато и тяжко их сердцу бывает иногда терпеть борьбу между требованием растленного светского сердца и его вкуса и надлежащим благоговением к святыне. — Надо смирить свой гордый дух и, не взирая на видимое неизящество или некоторый недостаток пошиба священной кисти в чертах лица, молиться внутреннему. Духом и истиною достоит клапятися (Ин. 4, 24). Люди мира сего привыкли видеть и обожать в свете красоту и изящество форм: то же хотят видеть и чтить и в храме. Лицемерие!

Когда молишься за живых или умерших, твердо веруй в благодать, данную тебе от Бога, — молиться за них, и представляй в лице своем молящуюся Церковь Христову, которой Сладчайший Жених и Глава Иисус Христос, Сын Божий милостиво принимает от ней все молитвы, как молитвы Своей возлюбленной невесты, с которой Он обручился на бесконечные веки кровию крестных страданий и крестной смерти (Ср.: Еф. 5, 23–27). — Без веры в данную тебе свыше благодать — молиться за живых и умерших — ты будешь недостойный, бездушный молитвенник.

Будущего воскресения тел ожидай как самого обыкновенного события. Род наш и в начале был создан бессмертным и, если бы не оказал преслушания Начальнику жизни (Ср.: Деян. 3, 15)у [66] и не внес семян смерти в свою душу и тело в начале, то был бы бессмертен и по душе и по телу. Но ныне по благодати искупления путь к бессмертию и вечной славе пролегает чрез долину смертную, за которой несомненно блещет несказанный свет бессмертия вечного.

Ты просишь Меня, чтобы Я утвердил тебя в любви Моей. Вот тебе Мой ответ и совет: размышляй сердцем чаще о том, что Я сделал и делаю для тебя, — и тогда любовь твоя будет возрастать и крепчать и наконец как смерть будет крепка (Ср.: Песн. 8, 6).

Господи! Отселе хочу решительно быть щедрым. Доселе я не оскудевал ни в чем, по благости Твоей, хотя враг всегда пугал меня оскудением — не оскудею и впредь, напротив, с избытком все буду иметь. Помози, Господи, быть мне благостным и щедрым. Аминь.

Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимь буду (1 Кор. 9, 27). Смотри, как необходимо священнику изнурять и порабощать свою грешную, лукавую плоть! Иначе она сделает его самого неключимым в жизни и проповедничестве! Пресыщение и пьянство — прочь от священника! Изнеженность — дальше бежи от него! Умерщвляй свое страстное тело и подчиняй его духу! Утомляйся в делах Божиих и радуйся о том. Благодари Бога, когда много треб и службы: тогда–то да торжествует дух твой об измождении делом Божиим грехолюбивой плоти.

Как незначительно то, что остаются неизменными виды хлеба и вина в причащении — в сравнении с тем, что производят эти виды, преложенные в Тело и Кровь Христову, — в душе моей! Виды для меня ничего не значат. Плоть не пользует ничтоже (Ин. 6, 63). Тайны преисполняют меня жизнию. Аз приидох, да живот имут и лишше имут (Ин. 10, 10).

Тогда как диавол распростирает свои сети для преданных удовольствиям мира и протягивает в лице своих клевретов — людей руку для принятия сребра из рук их на балаганные удовольствия, — Господь милосердый посылает Свою меньшую братию к щедротам христиан и в лице их является просящим Себе их милости; вы видите, братия, постоянно нищих или смиренных послушников смиренных обителей, униженно испрашивающих у вас посильной жертвы Господу. Внимайте: отдавши ваше сребро для получения удовольствий света, далеко не очень скромных, вы отдаете их диаволу, который обратит их, рано или позде, в средство — погубить вашу душу и после смерти вашей представит их вам в доказательство вашей беззаботности о спасении души своей и вашей привязанности к миру; а отдавая ваше сребро в руки меньшей братии Христовой, вы отдаете его Самому Христу, Который запишет вас за то в Книге жизни и представит вашу милостыню на Страшном Суде пред лице всех — для того, чтобы объявить вам помилование от вечного за грехи осуждения на суде Своем. — Ей, аминь! Итак, пользуйтесь временем и случаями! Придет и время, когда захотели бы оказать милость меньшей братии Христовой, но это будет невозможно, купля прекратится, и вы явитесь в срамной наготе души своей пред лицом бесчисленного множества христиан, одетых в одеяние брачное.

Священнику. Когда позовут тебя давать молитву жене–родильнице в доме бедняка, не позволяй себе ни на минуту тяготиться мыслию о предстоящем деле, но с охотою и спешно иди, куда зовут; пришедши же в дом и видя везде бедность, не позволяй себе лукавых и презрительных мыслей касательно жилища и обстановки и касательно лиц, в них живущих, но да будет для тебя жилище бедного, как и палаты богатого, и лица бедные, как и богатые или — что я говорю? — да будут в мыслях твоих хилсина бедняка, как и сам он с семейством, выше, почтеннее палат богача и его самого. Вспомни, что Господь наш Иисус Христос нашего ради спасения в вертепе родился и в яслях возлег и во всю жизнь Свою не имел где главы подклонити (Мф. 8, 20). Да будут твои взгляды на вещи и суждения об них отличны от взглядов и суждений света; да будет твой взгляд нелицеприятный, святой, Божий. Так и всегда смотри на бедняка прихожанина и его хижину. Не па лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа (Иак, 2, 1).

4, Священнику твердо полагаться на успех своей молитвы, как пророки — на свою (Иеремия), а для этого всеми мерами заботиться о чистоте сердца: потому что только чистым сердцем приносимая молитва сильна пред Богом.

5, Во время молитвы с твердою верою различать нашептываемую диаволом ложь и клеветы на святыню Божию от самой истины и быть твердым во Богопреданной вере.

6, В сердце держать слова: вседержавен, всеблаг и всесилен Господь, и очи Его сматряют на всяцем месте (Ср.: Притч. 15, 3), — значит, исполнит молитву.

7, Верно и нелицемерно служить Вседержителю и во всем повиноваться Ему и людям — овцам пажити Его (Ср.: Пс. 78, 13), служить не щадя живота своего до последней капли крови, быть кротким ко всем, незлобивым.

Молитвы с таким сердцем надо читать, как бы они были составлены самим молящимся человеком в крайней нужде.