ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Светилник телу есть око (Мф. 6, 22; Лк. 11, 34), то есть светильник душе или сердцу есть разум. Разум должен быть путеводною звездою для сердечных движений и проливать в сердце свет веры и естественных познаний; движения святые, добродетельные он должен поддерживать и питать размышлением, а движения греховные, страстные, сейчас отсекать, как гибельные для души и противные Богу — Законодателю. Потому–то и совесть называется практическим умом.

Священнику. Слова Евангелия и Апостольских посланий, как дух а живот (Ср.: Ин. 6, 63), должно читать с жизнию, с сочувствием, чтоб вся душа читающего была в них. То же сказать надо и о псалмах и других священных чтениях. То же и о всех службах и таинствах.

Бог в Ветхом Завете благоволил чаще именоваться Господом Саваофом, то есть Господом Сил: потому что все действующие силы — невидимые и видимые — от Него, а именно: умные и по образу Его сотворенные (Ангелы и люди) и все силы одушевленные, но неразумные (животные всех классов) и все неодушевленные (силы природы). Все силы действуют Богом, равно как и человек, рассматриваемый как личная сила. Бодрствует ли, спит ли, ходит ли, лежит или другое что делает — все делает занятою от Бога силою. Мыслит ли, чувствует ли, созерцает ли — все делает силою и светом Бога сил и Бога разумов. Преуспевает ли в добре — преуспевает Божиею силою. Господь Бог мой сила моя, и Той учинит нозе мои на совершение (Авв. 3, 19). Господь Бог — Сила всякой сотворенной силы. Всякое физическое и нравственное бессилие человека есть оставление Его силою Божиею.

№. Если с крестным знамением соединяется сила Божия великая, то что удивительного, если с видами хлеба и вина соединяется преискренне, претворяя их в Тело и Кровь Свою, Господь Иисус Христос? — Испытываем то, испытываем и это, осязаем внутренностями нашими. Дивна дела Твоя, Господи! (Ср.: Откр. 15, З.)у [70] Неверие сердца всегда оказывается ложным и прежде всего в том, что возмущает, помрачает и стесняет мучительным образом душу и тело, и потом — при надлежащем, благонамеренном размышлении. Вера сердца всегда истинна: <во–первых> тем, что оживляет, покоит чрез прощение грехов; во–вторых — по размышлении, хотя бы то самом поверхностном.

Казалось бы, невелик грех — неверие сердца или усумнение, но если… рассмотреть ближе, то выходит, что оно и очень важный грех. Неверие есть упорство сердца признать за действительную очевидную истину и отвержение всемогущей державы Божией, которую неверное сердце ограничивает. — Не остановленное в самом начале, неверие может разлиться на весь круг истин веры и заразить всю сферу человеческого познания.

Смотря на комнатные цветы летом, я удивляюсь, как они без всякого постороннего деятеля образуются так прекрасно, великолепно и роскошно, и думаю: ведь прозябание всех растений возможно под одним условием — под условием везде присущего Божия Промысла. Сам Господь говорит, что цветы ежегодно Бог одевает так прекрасно и роскошно, как и Соломон не одевался во всей славе своей (Ср.: Мф. 6, 29). Так Господь мой смотрит за моими цветочками, блюдет законы их образования и возрастания. — С любовию целую вас, цветочки, дела рук Невидимого Бога моего, невидимо вас возращающего и хранящего. Но из чего эти прекрасные цветочки? — Из грубой земли и воды: вся честь Художнику, Его силе и премудрости, потому что из грубого вещества творит такие дивные вещи, которыми все восхищаются. Теперь обрати внимание на себя: ты — прекрасный цвет — также из грубой земли, ты — земля и пепел (Быт. 18, 27)у; и что ты такой прекрасный по душе и по телу — за это честь Художнику твоему — Богу, Его бесконечной премудрости и силе. Ставь себя чаще на очную ставку с цветком, сравнивай себя с ним и воздавай славу Премудрому Творцу, Который из одной и той же земли сотворил и тебя и цветы в горшках твоих. О леандры! Леандры! Как вы прекрасны! О Творец! Творец! О Верховный Художник всех вещей! Сколь Ты должен быть прекрасен? Но где Ты? Я не вижу Тебя лицем к лицу, а вижу только Тебя в делах Твоих, якоже зерцалом в гадании (1 Кор. 13, 12), да ощущаю ежедневно благость Твою в сердце моем. Дай нам узреть неизреченную доброту лица Твоего. [71]

Радуйся, когда к тебе приходят другие, кто бы они ни были. Вот что повелевает мне вера и здравый смысл. — Стой за это. Июня 18. I860.

У Амоса пророка сказано: Аз удержах дождь от вас прежде триех месяцев жатвы, и надождю на един град, а на един град не надождю; и часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изеохнет. Амос. (Ам. 4, 7). Знайте же, братия, Кто дождит. Не природа же неразумная случайно на одно место дождит, а на другое — нет; не от природы же неразумной зависит то, что долгое время не бывает дождей или долгое время идут дожди, — нет: а от Господа природы. Слепые естествоиспытатели все приписывают природе. — Верховный Разум правит всеми силами и явлениями природы.

Что за прелесть диавольская? Когда посторонние, не свои, особенно кои поважнее, что говорят и делают — ничего, а когда свои — злобишься и показываешь нетерпение? Что за чудовищность моего сердца? Что за гордость непонятная? Понимаю: когда говорит или делает что простота и смирение, тогда восстает в лице моем ненавистник простоты и смирения, столь любезных Богу, и чрез меня выражает свою злобу и нетерпение против людей добрых, простых и смиренных.

Маминька — неприкосновенная святыня моя, к которой не должен прикасаться ни один неправедный помысел, ни одно неприязненное чувство. Чти матерь (Ср.: Мф. 15, 4; Исх. 20, 12) — вот характер всех моих отношений к ней: почтение в мыслях и в сердце, в словах и делах. Как к Богу, так и к матери имей почтение безусловное, мало того — благоговение всесердечное.

Когда среди домашней или общественной молитвы уязвит и обессилит тебя неверие во что–либо, не смущайся этим и не унывай от того, но самое бессилие и болезнь сердца твоего да послужат для тебя сильным обличением неверия в его безосновательности и крайней лжи. Только вера есть сила Божия: и с верою человек слабый делает чудеса силы (как мученики), как и всякий на себе испытал, потому что он тогда соединяется с Богом Сил, а неверие — чистое отрицание силы, ничтожество, ложь, призрак. Вера потому и сильна, что она от Бога Сил; неверие потому и бессильно в нравственном отношении, что оно от диавола, который есть нравственная немощь, бессилие. Вспомни, что от одного изображения Креста Господня, сделанного с верою, бессилие и болезнь неверия исчезают, как дым: потому что Крест после того, как распялся на нем Господь Сил, стал также силою Божиею. И Крест есть точно и для тебя сила Божия, сильнейшая тебя: потому что тебе придает силы, избавляет тебя от твоего внутреннего бессилия. Не косней же в неверии и происходящем от него бессилии на молитве, но тотчас возвратись к вере, введи ее в сердце — и с нею придет к тебе сила ее.

+ №. Церковные моления как образец наших молений. (У Господа просим все духовных благ — помилуй нас, Боже… Миром Господу помолимся [72].)

Когда враг будет смущать дух твой жалением для приходящих пищи тленной, скажи ему: я вкушаю туне Животворящую Пищу — Нетленные Тело и Кровь Христовы для будущей нетленной жизни и тленной пищи не жалею, но вменяю ее в гной и помет, во что она действительно и обращается.

Да не входит в сердце смрад привязанности к житейскому во время Божественной службы и да не помрачает и не подавляет души твоей. Дай ей насладиться Господеви (Ср.: Пс. 36, 4).