ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Диавольское порождение (например, ложь, сомнение, неверие, страсти) вторгается в душу соответственным своему родителю образом, то есть оно всегда убивает душу. Поэтому легко узнать его козни. Не может древо зло плоды добры твори ти (Мф. 7, 18). Главное, что надо наблюдать при его кознях, — это отнюдь не малодушествовать, не останавливаться, то есть нимало не стоять на чувствах и мыслях злобных, убийственных, но, вменив их в ничто, заниматься мыслями противоположными. Не предаваться чувствительности и раздражительности, но твердым терпением отражать ядовитые прилоги.

Тление твоей сигары или папиросы изображает весьма хорошо тление твоего сердца в огне страстей: как тлеет твоя сигара во рту у тебя, так тлеет твое сердце в огне разных страстей. И как страсти — постоянная и великая насмешка диавола над бедными людьми, так курение табаку есть новая насмешка его над ними. Это — вывеска внутреннего огня страстей.

Окаменелый! Научись сочувствовав людям, особенно близким, в горести души их.

Долго я не знал во всей ясности, как необходимо укрепление нашей души от Духа Святого. А теперь Многомилостивый дал мне узнать, как оно необходимо.

Тут–то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень этот — Дух Святой. Он–тο укрепляет его силы, и если человек молится, Он укрепляет сердце его в вере и надежде на получение просимого; Он–тο воспламеняет душу его любовию к Богу; Он–тο навевает на душу мысли светлые, благие, укрепляющие ум и сердце; если он [человек] совершает различные дела, Он укрепляет сердце его сознанием важности и необходимости труда его и терпением несокрушимым, которое все трудности преодолевает; при обращении с людьми разных состояний и обоих полов Он вдыхает в него уважение к лицу человека, который есть равно образ Божий, кто бы он ни был, искупленный Кровию Христа Бога, и отвлекает его сердце и внимание от его, иногда очень неблаговидной, внешности тела и одежды, его грубости в слове и обращении; Он–тο соединяет всех нас любовию, как чад Отца Небесного, и во Иисусе Христе учит нас молиться: Отче наш, Иже ecu на небесех…

Милость Божия ко мне так велика, что я как бы не верю, что Бог поставил меня на такую высоту, и эта недоверчивость проглядывает во многих моих поступках, во многих даже священнодействиях и в словах. Не бойся: будь уверен, все с тобою бывающее и существующее есть истина! Веруй! Болша сих узриши (Ин. 1, 50) — Самого Царя Христа и Его Небесное Царствие. Земное — только подготовка к созерцанию будущего.

Моя мать — живая свидетельница моего ничтожества.

Какое великое благо родители доставляют детям! Нет больше благ, доставляемых ими. Но заметь, что люди иногда сильно вооружаются против величайших благодетелей неблагодарностию и даже злобою; чем больше благодетель, тем сильнее вооружаются облагодетельствованные. Очевидно, что нужно сильно ему противиться и не слушать благовидных его подстреканий. — Так, было делом сатаны то, что Величайший Благодетель человечества Господь Иисус Христос был доведен до заплеваний, заушений и позорной крестной смерти, хотя и служили ему свободными орудиями первосвященники, старейшины, книжники и народ. Так, мы видим много примеров, что благодетели принуждены жаловаться на облагодетельствованных, что эти последние неблагодарны и злы пред ними. — Много на свете неблагодарных и злонравных в отношении к своим благодетелям. Ядыи со Мною хлебы Моя воздвиже на Мя пяту свою (Ср.: Ин. 13, 18).

Когда целуешь руку матери, вспомни, что она на этих руках носила тебя. Ах! Как почтенны и любезны должны быть для тебя эти руки! Вспомни также, что эти руки питали тебя.

До сих пор я видел постоянные опыты попечения Божия обо мне: Господь не только не оставлял меня ни в чем, а напротив, все подавал мне с избытком; кроме того, попечение Его обнаруживается постоянно в том, что Он по молитве моей избавляет меня от всех скорбей моих, как вернейший Спаситель. Будет [81] и впредь со мною и будет все мне подавать. Всю печаль вашу возверзите Нань, яко Той печется о вас (1 Пет. 5, 7). Печется, печется, печется.

Люди любят общество; птицы любят общество; животные — общество, рыбы — общество. Что же я–то? Ближний должен быть святынею для меня, неприкосновенною для моей злобы, ненависти или зависти, корысти или нечистых пожеланий моего сердца. Читай как бы написанным на челе каждого: святыня и любовь Господня. Приятным долгом поставляй каждого любить, как себя. Когда в сердце твое западет скупость и злоба, вспомни тогда о бесконечной благости к нам Божией и о щедротах Его и хотя в малом пределе покажи и ты от всего сердца благость свою и щедроты свои. Когда приглашаешь кого–либо к себе, приглашай всегда от всего сердца, ласково. Твой долг — быть искренно ласковым ко всем. Благоволят или нет прийти к тебе приглашенные — это их дело. Помни, что и в делах житейской приязни Бог есть действуяй в людях и еже хотети и еже деяти им (Ср.: Флп. 2, 13).

Бог наказал меня внутренними бичами в продолжение целой ночи за то, что я по скупости и какой–то злобе не хотел принять на ночлег одной девушки, коей родственники жили недалеко от нас. Диавол мучал меня целую ночь жестоко.

Лесть бесовская, действующая в уме и сердце человека; пространство ее — вся жизнь; все дела, все отношения наши к Богу, к людям и к вещам заражены этой лестию. Разоблачение ее; постоянство, величие, трудность этого дела; неизбежные уязвления от злобы диавола, который тем больше свирепеет, чем больше разоблачают его лесть, и пользуется всеми, и малейшими, предлогами (греховными движениями мысли и сердца), чтобы войти в человека, овладеть его сердцем и тиранить его. Лесть богатства по преимуществу, лесть славы и отличий: человек не славный и не отличный ищет всеми силами и средствами отличий. Лесть вожделения или лесть прелюбодейная. Лесть пищи и пития: ядию в тление пал человек люте [82] по обольщению диавола. Лесть одежды: о одежд и что печетеся (Мф. 6, 28)? Подразделения лести — до бесконечности: что ни вещь, то лесть. Лесть всех страстей: злобы, ненависти, зависти, скупости и сребролюбия. Чувство отвращения к жизни, тоска, скука. Средство избавиться от лести — молитва, сердечное размышление о непостоянстве всего земного и вещественного и о постоянстве пребываемости всего невидимого. Не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна (2 Кор. 4, 18). Еще средство для предохранения себя от лести диавольской (обмана) — носить как бы начертанными в сердце слова: лесть бесовская.

Прежде эта лесть была идолопоклонство, ныне — сребролюбие. Лесть в молитве: приближаются Мне людие сии усты своими, говорит Господь, а сердце их далече от Мене (Мф. 15, 8); лесть в отношении к людям: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаиш злая (Пс. 11, 3); иже не у льсти языком своим (Пс. 14, 3)… лесть к вещам: лесть богатства и прочее. Кто попрал лесть бесовскую, тот истинно, от всего сердца молится Богу и совершает пред Ним все дела: духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24), говорит Господь.