ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Чти — Бог повелевает (См.: Мф. 15, 4; Исх. 20, 12); мой разум и совесть к тому меня побуждают. За Божию волю умри — умри для своего разума, если он идет против ней.

Вспомни, как лукавый водил тебя за нос и мучил из–за не по вкусу написанной иконы Богоматери; ненависть, отвращение внушал как будто к неправильно написанным ликам Божией Матери и Предвечного Младенца — и молиться не давал, пока ты не победил его; так и теперь водит за нос твою гордую душу — из–за образа простого, грубого твоей матери и не дает тебе должным образом чтить ее! Трудно ли смирению христианскому победить его о имени Христове? Ведь и при свете здравого разума легко убедиться, что мать должно почитать выше всего на свете.

Христианин — подвижник! Ревнуй о наградах Господа, уготованных от Него победителям, и не ослабевай в борьбе со врагами невидимыми. Побеждали наследит вся (Откр. 21, 7).

Люби, как себя, ближнего — Закон Царский.

Когда мы молимся по чужим молитвам, Господь смотрит на то, есть ли в нас свое желание того, о чем просим, есть ли доля нашей благодарности, нашего славословия.

Ни во что ставь в маминьке и во всяком человеке все плотское и цени исключительно его душу, его ум и сердце.

Вообразите, что вы видите Неприступный Свет (Ср.: 1 Тим. 6, 16), от Которого произошли свет солнца, месяца и звезд; что вы видите Ту Бесконечную Любовь, Которая послала в мир Сына Своего Единородного, да спасется Им мир от мучений вечных (Ср.: Ин. 3, 16); что вы видите Ту Начальную Красоту, от Которой всякое разнообразие и красота в мире — разнообразие и красота растений, камней, раковин, рыб, птиц, животных, всякой человеческой красоты. Вообразите, что вы видите Любящего, Сияющего неприступным светом совершенств Своих, Творца неба и земли. Что вы тогда почувствуете? — А ведь вера христианская всех нас подготовляет к этому видению.

Заметка о растениях. В растениях очевидны:

1) Премудрый Ум, проглядывающий во всех частях растения; 2) Сила, оживляющая, скрепляющая и содержащая в надлежащих отношениях все части растения и 3) всемогущество, с которым Бесконечная Премудрость видоизменяет само по себе безобразное вещество, с такою легкостию заставляя служить<?> его бесконечным намерениям и целям Своим. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! (Пс. 103, 24.) Яко удивися разум Твой от мене! (Пс. 138, 6.)

Как в отдаленном расстоянии находящиеся предметы на земле, хоть они и большие, но если не отражается в них солнце, издалека не видны вовсе, а если отражается солнце, то бывают видимы всеми и издалека, даже и те, которые малые, — так и между людьми. Те, в которых не отражается Своими совершенствами вечное Солнце правды (Мал. 4, 2) — Бог, бывают заметны только на близком расстоянии для весьма немногих; а если отражается в них Солнце правды — тогда всеми бывают видимы издалека, все прославляют их, люди всех мест и времен. И одни из них (святые) сияют как солнце, другие как луна, иные как звезды (Ср.: 1 Кор. 15, 41).

Если каждое лето по необходимому какому–то закону Бог одевает такое бесчисленное множество разнообразных дерев, трав и цветов, то оденет и меня по тому же закону, не забудет, если не буду празден… Если ежедневно питается у Него такое бесчисленное множество тварей и все они сыты, то буду напитан и я, не буду забыт. Зачем же излишние заботы о пище и одежде? Промысл печется обо мне. Видел и вижу.

Рассматривая тварей Божиих и видя бесконечное множество их, я вижу себя превознесенным над всеми сонмами их образом и подобием Божиим, разумом и свободою, способностию рассматривать умом моим всех их и удивляться в них премудрому и всеблагому Творцу. О! Как возблагоговею я пред Творцом моим! О! Как почтенны должны быть для меня виновники моего бытия — отец мой и мать моя! Они дали мне бытие во времени — для времени и вечности; ввели меня по воле Бога, создавшего меня во утробе матери, — в великолепный чертог мира для того, чтобы в определенное время Творец ввел меня в чертог небесный!

Священнику. Тут без меня дело делается, гут меня не спрашивают. Да, без меня творит Господь дела всемогущества Своего или чудеса Свои, как и сотворил меня без меня. Так на молитве, так и в таинствах.

Государство или какое–либо общество есть тело. Как в теле все члены вместе и каждый порознь поставлены на своем месте Богом, так и в теле общественном каждый поставлен на его месте Богом; также и собственные дела каждого бывают причиною того или другого места.