ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Проповеднику. Как ты, проповедуя любовь, сам питаешь ненависть; проповедуя смирение, сам гордишься? Врачу, изцелися сам (Лк. 4, 23). Уча других известным добродетелям, будь проникнут прежде ими сам, да не лишшее осуждение приимеши от Бога (Ср.: Мф. 23, 14; Мк. 12, 40). Научая ииаго, себе ли не учииги? (Рим. 2, 21.)

О Христе несть мужеский, пол, ни женский (Гал. 3, 26, 28): но всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11). — Смотри, как почтен каждый человек–христианин, без различия: во всех Христос. Значит, надо всех почитать и любить ради живущего Христа.

С удовольствием причитай себя к нищим и незнатным мира сего, ихже избра Бог богаты в вере и наследники Царствия Своего (Ср.: Иак. 2, 5).

Молитва. Благоустроенная молитва — та, которая сопровождается добрыми делами. Что Мя зовете… и не творите, яже глаголю? (Лк. 6, 46.)

Всякий видит, что свет льется на землю с неба, ибо солнце, месяц, звезды светят нам с небесного круга. Это указывает нам на то, что и Несозданиый, Умный Свет, Господь Бог наш — обитает преимущественно на небесах и от Него нисходит к нам всякий свет, и вещественный и духовный, свет ума и сердца. Бе Свет истинный. Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир (Ин. 1, 9).

В беседах о молитве изъяснить содержание Литургии, особенно главную часть ее; также в общих чертах вечерню и утреню; как вести себя при таинствах, коих они бывают зрителями.

Когда придет тебе на сердце во время молитвы сомнение в чем–нибудь, тотчас же приими сердечное благодарение Господу за то, что Он благоволил открыть тебе ту истину, в которой ты сомневаешься, — и сомнение пройдет.

Слава Тебе, Господи, — бесконечное Прощение долгов наших и Упокоение сердца нашего от тяжестей их.

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8, 16). Все мысли, чувства и расположения сердца, клонящиеся к разрушению любви и к насаждению вражды, — от диавола. Напиши это на сердце своем и всячески держись любви. —Держитеся любве (1 Кор. 14, 1).

Когда будут наводнять часто дом твой гости, принимай это за посещение Божие и радуйся, что Бог не войною, не пожаром, не чрез неприятелей лишает тебя твоих благ (а ведь с другими это нередко бывает), а чрез твоих же знакомых, и что ты имеешь случай показать здесь свою любовь к ним и к Богу. Бог может требовать от нас Себе жертвы, когда хочет. Приноси же Ему с радостию жертву гостеприимства. — Не войною, не пожаром, не татями, не засухою и гладом хлеба, не болезнями испытывает тебя Бог, а самым легким испытанием. Как бы Сам Он приходит к тебе в лице гостей (всякий человек образ Его, а христианин — член Его, от плоти и крови Его) и хочет видеть, как ты пользуешься дарами Его благости — с пристрастием или нет, и как ты успеваешь в любви, как ценишь рабов Его, с радушием или без радушия, как лукавый раб, чуждый любви, принимаешь их. Внимай себе. Всякому человеку–христианину выпадают на долю разные искушения. — Приемлите друг друга, якоже и Иисус Христос прият вас во славу Божию (Рим. 15, 7).

При взаимном общении друг с другом часто диавол показывает в ложном, неблагоприятном, отвратительном виде какую–либо сторону человека или какую–либо часть его тела и возбуждает этим в сердце неопытного сердечное отвращение и ненависть к тому человеку. А ты, минуя всякую внешность, ничего не желай видеть в другом, как брата, за которого Христос умер, сонаследника будущего блаженного Царства — как говорит о себе святой апостол Петр: иже и хотящей славе явитися общник (1 Пет. 5, 1). Всех почитайте, братство возлюбите (1 Пет. 2, 17).

Внимай: что противно плотскому, ветхому, греховному человеку — то ты и делай, иди всю жизнь наперекор ему. Это — цель твоей жизни и вместе — твоя слава о Христе Иисусе. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотъми (Гал. 5, 24). Утверди еще в сердце эту истину: одно стоит всей нашей ненависти — это грех или порок, а к людям исключительно питай любовь. Ясен закон Царский: возлюбиши ближняго твоего якоже себе (Лк. 10, 27).

Молиться должно всегда тихо, спокойно, с сердечною твердостию, при светильнике ума и сердца (молитва — свет, не тьма), твердо ведая, что ни величие грехов, ни грехов множество не превышает долготерпения Бога нашего и Его крайнего человеколюбия.

Бог мой — Зиждитель мой, а я — сосуд, Им созданный, сделавшийся непотребным по своим грехам.