ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Молясь, держите сердце в руках своих, будьте владетелями его. Ах! Часто меня враг гонит из моего собственного жилища и овладевает им и не дает мне быть в нем хозяином. Когда он найдет во мне какое зло, тогда входит в мое сердце, как господин, и тиранит меня.

Когда во время молитвы овладеет твоим сердцем уныние и тоскливость — знай, что это происходит от диавола, всячески старающегося запять тебя в молитве. Крепись и мужайся и памятию о Боге прогоняй убийственные ощущения.

Замечайте: если не в мыслях, то в сердце враг часто усиливается хулить имя Вседержавного Бога. В чем сердечная хула на Бога? — Сомнение, неверие, уныние, нетерпение Божиих наказаний и ронот, все страсти. Неверием в истину и благость Божию он изрыгает хулу на истину, благость и всемогущество Бога, унынием — также на Его благость и прочее, вообще посредством страстей человеческих хулит всеблагий Промысл и истинность Божию.

Грех есть истое духовное прелюбодейство души человеческой с диаволом: человек подставляет ему сердце свое [92], и враг, соединяясь с душою, изливает [93] свое семя в сердце человека — яд греха (душа наша должна быть чистою невестою Иисуса Христа и Духа Святого). Очень болезненно это соединение и это излияние диавольского семени в сердце человека: как огонь адский диавол палит и как бремя тяжкое гнетет душу человеческую, соединяясь с нею и изливая в нее семя свое. Душа моя! Помни, что ты должна быть невестою чистою Духа Святого. (Сон — два черных таракана: один большой — образ души человеческой, и другой маленький — образ духа злого, так как он представляется вползающим в наше сердце. Невидимые дела — весьма похожи на видимые.) Страшись греха как внутреннего прелюбодеяния с врагом Божиим. От всего сердца верь сказанному.

Разумей, что такое смрад диавольский.

Утверди ты в уме и сердце твоем ту истину, что Невидимое играет первую, главную роль во всем мире — во всех существах, и когда Невидимое оставляет известное существо, это последнее теряет жизнь и разрушается, так что видимое в существах составляет без Невидимого одну массу земли. — Я и все люди живем Невидимым Началом.

Говори врагу, поражающему душу в страшные минуты мрачным и убийственным неверием: я теперь не могу представить ясных доказательств сердцу, почему это истинно, — но знаю, что после этих минут мрака твоего я представлю сердцу самые ясные, осязательные доказательства истины; как при действии страстей я не могу увериться сердечно, почему страсть нелепа и не должна владеть мною, но после страсти я совершенно ясно иижу сердцем, что страсть — нелепа и смешна.

Священнику. Некоторые священники, причащая из Святой Чаши народ, показывают свою злобную горячность и раздражительность. Этим они дают знать о себе, что в сердце их нет кроткого и смиренного Иисуса, что они причастились недостойно, без веры. — Сохрани Бог!

Ныне у нас праздник. Благовещение, или радостное известие о воплощении Сына Божия, принесенное с неба Архангелом Гавриилом Деве Марии, а чрез Нее и всем людям. Долго, долго ждала земля с неба этого известия, с лишком 5000 лет; наконец дождалась. Вот с неба слетел предстоящий пред Богом Архангел Гавриил — в Назарет к Деве Марии.

Священнику. Когда перед Литургией сердце твое раздражается от всякой безделицы, или когда во время самой Литургии на сердце твоем бывает тяжело, или пред самым причащением сердце твое будут раздражать малейшие неисправности в клире или в служителях, или оно будет боязливо от неверия, — знай, что это работа диавола, и не обращай на нее внимания, а крепись верою и будь покоен.

Служа искренно Господу, заблаговременно знай, что диавол в мыслях твоих и в сердце твоем будет клеветать на Него, и заблаговременно приготовься отражать разом без смущения и малодушия все его клеветы. Малодушие и малодушное смущение сердца твоего при клеветах диавола недостойно тебя и изобличило бы только слабость твоей веры. Внимай: у Всесовершенного он силится мысленно отнять Его всесовершенство. Наступай на самую голову аспида и василиска и попирай смело льва и змия (Ср.: Пс. 90, 13).

Людей покрывает тьма неведения о Боге, о себе самих и о врагах своего спасения, которые потому легко окрадывают мысленный дом души нашей, его мысленное богатство.

Уготованию сердца их внят ухо Твое (Пс. 9, 39). Слышишь, кому Бог внимает? — Тем, у коих готово во время молитвы сердце, кои приготовили как должно сердце свое для великого дела — беседы с Богом. Готово сердце мое, готово, Боже (Пс. 56, 8). А что бывает обыкновенно у нас, молельщиков? — Не готово сердце: язык молится, а сердце далече от Бога, часто занято какими–нибудь суетными предметами или по крайней мере спит на молитве.

Отец твой Небесный, видяй в тайне совершаемые тобою для угождения Ему дела твои, постоянно воздает тебе за то яве (Ср.: Мф. 6, 4) — всю жизнь, каждый день воздает. Надобно только иметь очи — видеть. Слова Спаса моего — вечная истина. Слава Тебе, Господи, Отче щедрот и Боже всякия утехи! (Ср.: 2 Кор. 1,3.)