Письма к друзьям
Иные получали извещение относительно ближних своих. Такие случаи нередки в житиях святых.
В этом нет ничего удивительного: приявшие обильно благодать Духа Святаго естественно удостоверялись в будущей судьбе своей, ибо уже здесь на земле могли сказать вместе с ап. Павлом: "Жизнь для меня Христос, а смерть - приобретение"{115}.
Эту же в сущности мысль высказывает и Д. А-ч, говоря об "атрибутах" членов Церкви, которые, по его словам, "Христом наделены только одним атрибутом: жизнью вневременной. Они перешли от смерти к жизни". (67)
Конечно, приятие "жизни вечной" чадами Церкви имеет разные степени, о чем много и глубоко пишет преп. Макарий Египетский (главным образом, в своих "Словах", которые помещены в конце единственного тома его творений){116}.
Возможно и замирание в человеке жизни вечной, отпадение от нее. Прочтите грозные строки ап. Павла в послании к Евреям (6:4-8), грозные по отношению к попирающим принятую благодать Святаго Духа{117}. Да охранит нас Господь от этой беды!
Продолжаю излагать мысли князя - его же собственными словами - о составе Тела Церкви.
Совершенно верно, что Тело Христово покрыто ранами. И когда Христос висел на кресте, то мало было красоты и привлекательности.
Церковь Христова состоит не из здоровых, а из больных - и это с самого начала. Это смущало законников - и совершенно правильно. Ибо с точки зрения закона благочестия это нелепо.
Закон благочестия имеет свой критерий и свою мерку. Эта мерка - "праведность", исполнение закона, нравственность и т.п.
У закона благодати совсем другая мерка. Это не значит, что благочестие или нравственность отменены, а это значит, что они дело второстепенное[16].
Грешник и блудница не могли принадлежать к организации храма Иерусалимского. К храму же Тела Христова - могут принадлежать.
Законник говорил: раз ты - мытарь, грешник и блудница, я тебя не могу принять в свою организацию. И если бы Церковь была только организацией, и она должна была бы сказать то же самое. Христос же поступал не так, как законник, потому что исходил не из закона благочестия, а из закона благодати.
Видит: - сидит мытарь: - "Иди за Мной{118}. Составь часть Тела Моего. Я силен тебя переродить и спасти. Мне и Моему царству не нужны дела закона, Я и без них тебя принимаю. А когда станешь частью Меня, и Я буду жить в тебе, ты и начнешь делать дела Христовы, поскольку упразднишь себя".
И все Апостолы в один голос только об этом и говорят.