Письма к друзьям
Письмо это, начатое в августе, пролежало неоконченным вследствие моей болезни, до ноября, и только сегодня, в день св. великомученицы Екатерины{221}, были написаны последние его строки.
29 октября/12 ноября 1925 г.
г. Петроград
Письмо девятое
Письмо девятое
2 декабря 1923 г.
День св. пр. Аввакума
Дорогие друзья мои!
Я обещал познакомить вас с мыслями еп. Игнатия Брянчанинова, извлеченными мною из его писем[41] к разным лицам. Исполняю обещанное.
Мысли эти я расположил в известном порядке, по темам. Но иногда трудно бывает выделить из данного отрывка мысли, относящиеся к одному какому-нибудь предмету, и в таком случае неизбежно смешение тем. Я не хочу привносить ничего своего в мысли автора, чтобы сохранить в целости его индивидуальность, сквозящую в каждом слове: мне принадлежит только порядок распределения этих мыслей.
Состояние современного еп. Игнатию общества и народа
"Что это значит? Веет от мира какою-то пустынею, или потому, что я сам живу в пустыне, или потому, что и многолюдное общество, когда оно отчуждилось от Слова Божия, получает характер пустыни"{222}.
"Из выходящих в свет сочинений видно, что все образованное общество во всех сословиях приняло новое направление, долженствующее иметь соответствующие себе результаты"{223}.
"Московские журналы открыли войну против монашества. Они называют его анахронизмом. Надо бы говорить откровеннее и сказать, что христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враждебные"{224}.
"Напечатанное в "Домашней беседе", что некий мусье обещал сынку своему, ребенку, что ко времени его вступления в супружество попов не будет, произносится многими мусье"{225}.
"Печально - современное религиозное и нравственное направление народа. В течение трехлетнего пребывания нашего в Бабаевском монастыре{226} это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед"{227}.
"...Предсказанное в Писании{228} совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие"{229}.
"Времена чем далее тем тяжеле. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущии во Иудеи да бежат в горы"{230}.
Отступление от христианства и Церкви