Письма к друзьям

"Так назрело в монастырях внутреннее расстройство, что ему необходимо разразиться самыми ужасными приключениями. Общее нравственное расстройство и утрата веры предсказаны в Св. Писании: нам надо внимать себе"{278}.

"В разговоре о монашестве то место, которое изменено при напечатании в "Домашней Беседе"{279}, я вовсе выкинул, <...> отказавшись от суждения о приведении монастырей в порядок, хотя недавно, в сочинениях Преподобного Антония Великого, прочитал именно такое предсказание о монастырях и о причине их упадка, какое было написано мною{280}. Не хочу, чтоб от меня выходило подло-уклончивое и колеблющееся свидетельство об истине. Не желают слушать? так лучше молчать. Возгласят события. Заразительная смертоносная болезнь, когда ее не лечат правильно, а только прикрывают, - усиливается и усиливается. Должна ж она и разразиться"{281}.

"Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо"{282}.

"Сколько могу понять: не предвижу по духу времени и вообще по нравственности всего народа, чтоб могло быть восстановление Церкви в древней красоте ее, так же, как и монашества. И то должно будет счесть великою милостию Божиею, если не последует вскоре какого-либо тяжкого удара на монастыри"{283}.

"Оскудело монашество, и еще более должно оскудеть"{284}.

"Подвигов нет, истинного монашества - нет, руководителей - нет: одни скорби заменяют собою все"{285}.

Судьбы Божии и христианское отношение к ним

"Очевидно, что христианство - этот таинственный духовный дар Божий человекам - удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись"{286}.

"Святые Отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самими попущениями Божиими"{287}.

"Всемогущий Господь печется о Церкви, которою Он невидимо управляет, попуская то, что Ему угодно попускать"{288}.

"К положению Церкви должно мирствовать[43], хотя вместе должно и понимать его. Это - попущение Свыше... Старец Исаия{289} говорил мне: "Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, желающим спастись"{290}.

"Милосердый Господь да покроет останок{291} верующих в Него! Но останок этот скуден; делается скуднее и скуднее"{292}.

"Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его"{293}.

"В настоящее время главный труд злых духов заключается в том, чтоб уронить все истинные идеи о Боге и о всем Божественном и возвеличить идеи о человеке в падшем естестве его, - тем приготовить возвеличение того человека, который превозносится паче Бога по предречению св. Ап. Павла{294}. Та же идея, которая сгубила человеков в раю! только она теперь развивается обширнее"{295}.