Беседы в дни Великого Поста

Что ждет всех этих несчастных? Господь наш Иисус Христос учил: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Этим людям, постоянно ходившим в церковь и считавшим себя христианами, Он скажет: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 23), отойдите вы, окаянные, дерзающие открывать свои змеиные уста, чтобы принять Тело Мое и Кровь Мою.

Убойтесь гнева Божия! Вспомните слова свт. Иоанна Златоуста о том, что св. Крещение для упорно не желающих жить сообразно данным Богу обетам только увеличивает казнь. Посмотрите, как живут неверующие, евреи, мусульмане. Они не наследуют царство Божие, как ни тяжко сказать им это, ибо царство Божие закрыто для тех, кто не исповедует Христа Богом Истинным, кто в жизни своей не причащался Тела Христова и Крови Его, не питался соками Божественной Лозы.

Мы не знаем, что ждет их, но думаю, участь их будет менее горькой, чем участь несчастных лжехристиан. Ибо из-за них, как написано, имя Божие хулится у язычников (см. Рим. 2, 24 и Ис. 52, 5). Поймите, что, назвавшись христианами, мы не можем жить хуже неверующих, а обязаны неустанным трудом стремиться к достижению добродетелей, всей жизнью своей прославляя имя Божие, которое носим, в чем да поможет нам благодать Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.

27 марта 1949 г.

II. Об участи еретиков

В первое воскресенье Великого поста, которое называется неделей Торжества Православия, святая Церковь торжествует утверждение и упрочение православной веры, победу над многочисленными еретиками, осужденными семью Вселенскими Соборами.

Вы знаете, что еще во времена апостольские появилось много лжеучителей, и число их все умножалось и умножалось с течением веков. Восставали еретики, искажавшие святую православную веру, вносившие в Символ веры свои нечестивые изменения, ложно учившие о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. И многие последовали за их нечестием, многие погибли смертью вечной.

Все это было предсказано святыми апостолами. Вот что говорит св. апостол Петр во втором своем соборном послании: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси и, отвергаясъ искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении (2 Пет. 2, 1–2). Также и святой ап. Павел предупреждал христиан ефесских: Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которыебудут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29–30).

Уже тогда, в древние времена апостольские, начались разделения в Церкви Христовой, а ведь Сам Господь наш Иисус Христос говорил о том, что Церковь Его святая должна быть единой: И будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 14–16). И в Своей Первосвященнической молитве Он взывал к Отцу Своему: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 10–21).

Господь учил о единстве Церкви, будучи ее Главою и Пастырем; всевозможные же лжеучителя и еретики, как хищные волки, всегда стремились обособиться от Христа и расхитить часть Его стада, в жажде власти и почитания от мира. Они терзают и угрызают Церковь Христову. В 1054 году из-за притязания римских пап на нераздельное господство в Церкви, которой они хотели управлять единолично, западная, т. е. католическая церковь отделилась от Церкви Восточной, Православной, к которой мы принадлежим. Святые апостолы никогда не практиковали единоначалия в Церкви: Церковь управлялась Соборами, и никто не именовал себя наместником Христа на земле. Православные сделали все, чтобы предотвратить разделение, но Господь попустил быть этому.

В XV веке восстал новый расколоучитель Лютер, который подверг дерзкой своевольной критике все учение Церкви и совершенно его переделал, так, как ему казалось нужным. И возникла новая, уже совершенно порвавшая преемственность с апостолами, ересь лютеранская (протестантство). А затем началось постоянное и безостановочное деление протестантства на множество сект и толков, ибо Лютер предоставил всем своим последователям полное право толковать Библию так, как они сами находят нужным.

Такое толкование, без руководства Богом поставленных пастырей Церкви, стало неизбежно кривотолкованием. Всякий понимал Библию так, как хотел, так, как подсказывали ему его необразованность и немощь ума. И сейчас у протестантов огромное количество сект.

Но, к великому горю нашему, и в нашу Церковь проникло влияние этих протестантских ересей и сект. Нашлось в нашем народе немало таких, которые оставили веру отцов и пошли за протестантскими сектантами. Так возникли у нас штундизм, баптизм и многие другие секты.

В секты уходят люди невежественные, не утвержденные в истине, и учение свое создают, будучи проникнуты самым тяжким пороком, самым тяжким грехом — сатанинским грехом гордости. Они смеют дерзко критиковать то, что установлено Вселенскими Соборами, что предписано святыми апостолами, чему учит Церковь Православная. Они нелепо и невежественно подвергают уничтожающей критике всю Библию, весь Новый Завет, выбирая из Св. Писания только то, что льстит их самолюбию и гордости, и отбрасывая все то, что противоречит их предвзятым мнениям.