Hasten to follow Christ

Вы видите, как много валяется теперь возле вокзала и за вокзалом опрокинутых вагонов, каких-то остатков от вагонов и паровозов; вы видите горы ржавого железа. Ведь это смерть железа, оно погибает, потому что ржавчина изъедает его. А почему она точит железо? Потому что осталось оно без употребления, вагоны валяются беспризорно, о них никто не заботится.

Пусть же будет это образом того, что если и душа ваша будет пребывать в бездействии, в полном нерадении о спасении, что если мы не будем в вечном движении к добру, к чистоте и к святости, а будем подобны железному лому, то не ржавчина покроет тогда души наши, а гораздо худшее: смерть — смерть духовная овладеет душой нерадивой.

Движение есть общий закон природы: где нет движения, там смерть. Надо, чтобы в неустанном, в непрерывном движении были все силы души вашей, надо, чтобы они были в постоянном действии, чтобы стремились ко Христу, чтобы стремились к Царству Божию. Надо, чтобы огнем страдания очистилась душа, как огнем очищается ржавчина с железа, ибо переплавляется оно огнем. Так и вы знайте, что душа ваша не покроется тенью смертной только тогда, когда все силы ума вашего, когда все чувства ваши будут направлены к тому, чтобы идти, идти, бежать, чтобы стремиться всё вперед, как стремился вперед апостол Павел; стремиться, никогда не вспоминая о прошлом: всё вперед, вперед и вперед.

В постоянном стремлении ко Христу да пребудет дух ваш, и тогда наследуете вы спасение!

О человекообразном представлении Бога

21 апреля 1948 г. Среда 6-й недели Великого поста

Недавно я говорил о гневе, об этой страсти, всем нам свойственной, но я знаю, что есть немало людей из числа христиан, которые думают и говорят себе: «Велик ли грех, когда гневаюсь? Ведь и Сам Бог гневается». Разве мало есть текстов Священного Писания, где говорится о гневе Божием, о ярости Божией? В 6-ом псалме читаем: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» (ст. 2). Видите, и о ярости, и о гневе Божием речь в этом псалме Давидовом. Что же, неужели правы те, которые свой гнев оправдывают тем, что и Сам Бог гневается?

Нет, совершенно неправы, они не понимают того, что надо понять вам всем; не понимают того, что не только в этих местах, но и во многих местах Священного Писания Бог представляется человекообразным. Найдете вы в Писании слова о том, что есть у Бога глава, уши, очи, руки и ноги, мышцы; что Бог ходит, приближается и удаляется, спит и пробуждается, сидит и ходит. Неужели будем понимать эти слова Писания в подлинном смысле, неужели не увидим тут снисхождения к нашему человеческому пониманию?

Бог есть дух (Ин. 4, 24). Бог неописуем, невообразим, перед Ним трепещут Ангелы и Архангелы. Бог, конечно, не имеет человеческого образа, конечно, не имеет Он ног и рук, ибо всё это члены тела человеческого, а Бог есть Дух. Зачем же в Св. Писании так говорится?

Потому что оно снисходит к нашему человеческому пониманию, ибо мы, при узости ума нашего, умеем мыслить только человекообразно. Не умеем так отвлекать мысль свою, чтобы она была совершенно чужда всему человеческому; не можем мы представлять себе Всемогущего, Всеведущего Бога, Духа Святого так, как надо было бы представить, вот поэтому и допускает Священное Писание такие человекообразные речения о Боге, о которых только что я вам сказал.

Конечно, никоим образом мы не должны понимать этих речений в подлинном и точном смысле. Если читаем в Священном Писании о том, что у Бога есть очи, уши, что Он видит и слышит, то, конечно, мы не должны представлять себе подлинно человеческие глаза и уши: под этими словами должны понимать всевидение Божие, всеслышание Божие, всеведение Божие.

Когда слышите об ушах, очах Божиих, должны подразумевать, что нет ничего сокрытого от Бога, что Он, не имея ни очей, ни ушей, всё видит: видит сердца человеческие, от Него не укроется ни одно слово наше, ни одна мысль наша.

Когда читаем о руках и ногах, конечно, мы не должны думать, что Бог имеет руки и ноги, под руками и ногами Божиими должно духовно понимать, что Бог никогда не прекращает Своей высокой деятельности. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17).