Hasten to follow Christ

Враги Христовы недоумевали, смутились. Но вот пришел некто и сказал: «Вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ» (ст. 25). Враги Христовы были поражены. Еще сильнее запылала злоба их, но боялись народа, как бы не побили их камнями, если учинят открытое насилие над апостолами. Потому решили осторожно, потихоньку, незаметно привести их в свой синедрион. Привели апостолов. Первосвященники их спросили: «Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? И вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека» (ст. 28)

Казалось бы, должны были смутиться апостолы, стоя перед синедрионом и перед всеми старейшинами народа. Но они нисколько не смутились: Дух Святой сошел на них и дал дерзновение великое. И вместо того, чтобы оправдываться, они стали с огромной силой обличать врагов Христовых, обличать в том, что они Начальника жизни пригвоздили ко древу и убили. Слушая это обличение, враги Христовы разрывались от злобы и помышляли о том, чтобы убить апостолов. Но нашелся среди них один весьма мудрый старец, Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом; он приказал вывести апостолов и в их отсутствии обратился с такими словами к синедриону:

«Мужи Израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5, 35–39).

Враги Христовы смутились, услышав эти мудрые слова, подчинились огромному духовному влиянию Гамалиила и не посмели учинить над апостолами никакого насилия, а только опять строго-настрого запретили им проповедовать о Христе и прогнали их.

Что скажу об этом полном глубокой мудрости совете законоучителя Гамалиила? Скажу, что мудрость эта вечная. Слова мудреца Гамалиила относятся не только к тем врагам Христовым, к которым они были обращены: в словах этих вечная правда. Состоит она в том, что Богу никто противиться не может, что всё то, что создано людьми, непрочно, ненадежно и может в любой момент рассеяться, если неугодно оно Богу. И, напротив, всё то, что Богу угодно, всё устоит, с какой бы ненавистью ни нападали на Божие дело, как бы ни старались разрушить его.

Вы не раз слышали при чтении паримий: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс. 126, 1). Напрасен труд: дом, созданный без благословения Божия, падет, разрушится; а всё то, что носит печать Божию, устоит навеки. Устоит до конца веков, по слову Христа, Церковь Его Святая, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Устоит вера Христова, как бы ни издевались над ней, ибо безмерна сила Божия.

Скажите, неужели можно серьезно говорить о том, о чем многие люди говорили еще в древности: будто религия есть изобретение жрецов и попов, их выдумка ради собственной выгоды? Если бы было так, если бы действительно религия была выдумкой жрецов, если бы служила только прибыли жрецов, священников, неужели была бы на ней печать силы Божией, неужели могла бы религия жить до скончания века? Посмотрите, как наполняются храмы наши, сколько народу привлекает Господь в храмы Свои святые.

Что же, они все идут слушать выдумки попов? Нет, они сердцем чувствуют, что в храмах Божиих присутствует Дух Святой, чувствуют безмерную Божию силу. Сердце влечет их к храму, их сердце требует молитвы. Это дело Божие, это не выдумка попов. А если это Божие, то тогда все враждующие против религии должны помнить слова мудрого Гамалиила: «Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится». Если это выдумка попов, то она падет и разрушится, «а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Если это дело Божие, то ничего не поделаете, не заставите людей, сердца которых требуют веры, отказаться от нее.

Первое гонение на христиан

19 мая 1948 г.

Побили враги Христовы камнями архидиакона и первомученика Стефана, но злоба их не утихла, а разгорелась пожаром, ибо вот что было дальше: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 1–3).

Началось великое гонение на христиан в Иерусалиме. Это было первое гонение на христиан, а после него в течение трех первых веков, даже до начала четвертого века, было еще десять страшных гонений на христиан от язычников. Если говорить о человеческих жертвах, то гонения от язычников были неизмеримо более страшными и великими, чем это гонение на христиан от иудеев в Иерусалиме. Но если говорить о мотивах, о побуждениях, которые лежали в основе этого гонения, то надо сказать, что это первое гонение — гонение от иудеев в Иерусалиме — было самым страшным, самым греховным, самым ужасным гонением.

Ибо почему гнали христиан римские императоры-язычники? Гнали потому, что в религии христиан, в их поведении видели великую угрозу для своего государства. Надо вам знать, что в те древние времена религия имела чрезвычайно глубокое государственное значение: сила и крепость государства основывались на религии, поэтому всякое покушение на государственную религию представлялось римским императорам как серьезнейшая опасность для их власти и для благосостояния государства. В те времена римским императорам воздвигали статуи по всем городам, и от народа требовалось, чтобы все этим изображениям оказывали божеские почести.