Hasten to follow Christ

Видите, что оба имени как нельзя более соответствуют тому, чем был по Божественному существу Своему Господь наш Иисус Христос. Оба имени истинны, в каждом свидетельство о Его Божественном достоинстве. Итак, нет никакого противоречия между словами святого пророка Исайи и словами Ангела Иосифу Обручнику.

Мы находим у святых пророков удивительные изображения основных и важнейших черт жизни и личности Господа нашего Иисуса Христа. Вот что говорит святой пророк Исайя: «Вот Отрок Мой, Которого я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (42, 1–3). Это ли не яркое изображение нашего смиренного, кроткого Господа Иисуса, Который был презрен по низкому происхождению в глазах многих современников. Это Он, Кроткий и Тихий, который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», это Он стоял перед духовными очами святого пророка за 700 лет до Своего пришествия.

Святого пророка Исайю называют ветхозаветным евангелистом, ибо у него изображено все самое важное, что надо знать о Христе; изображены не только смирение и кротость Его, изображена Его Крестная Жертва, разъяснен смысл того дела, которое Спаситель совершил на земле. Слушайте его удивительные слова: «Господи, кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск, и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, Муж скорбей и изведавший болезни, и мы от-вращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (53, 1–4). Разве не так относились к Господу очень многие евреи — Его современники: первосвященники, книжники, фарисеи? Это всё видел заранее святой Исайя: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (53, 5).

Разве это не то, что мы знаем из Евангелия, разве это не изображение Его крестных страданий, Его уничижения? И это было сказано за 700 лет. «Ему назначен гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53, 9). Разве не должны были бросить Его в яму вместе с разбойника-ми, с которыми Он был распят, разве не уготовали Ему этот гроб со злодеями, — но Он был погребен в саду Иосифа Аримафейского. И это видел и знал святой пророк.

Может быть, еще изумительнее пророчество, которое читаем в 21-м псалме царя Давида: «Все видящие Меня, ругаются надо Мною, говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа, пусть избавит Его, пусть спасет, если Он угоден ему» (ст. 8–9).

А разве этих самых слов не слышите вы, когда читаются Евангелия Страстные, как книжники и фарисеи, проходя мимо Креста Его, издевались и говорили: «Уа! Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, Сын Божий» (Лк. 23, 25). Эти слова слышал святой Давид за тысячу лет: «Ибо псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня» (Пс. 21, 17). «Пронзили руки Мои и ноги Мои» — гвоздями пронзили — «можно было бы перечесть все кости Мои. А они смотрят и делают из Меня зрелище. Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (ст. 17–19). Даже это было предсказано, даже то, что о нешвенном хитоне Его бросали жребий распявшие Его.

И у святого пророка Захарии читаем мы необыкновенное пророчество о торжественном Входе Господнем в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (9, 9— 10).

Вы знаете, что Иуда предал Господа за тридцать сребренников; а когда был распят Христос, он в ужасе и раскаянии пришел к первосвященникам в храм, бросил деньги на пол и сказал: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они ответили ему: «Что нам до того? Смотри сам» (Мф. 27, 4). А потом призадумались, что делать с этими деньгами, кровью запятнанными: нельзя было класть их в сокровищницу, и они порешили купить землю горшечника для погребения странников. А это было предсказано пророком Захарией: «Если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте. И они отвесят в уплату Мне 30 сребренников. И сказал Мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11, 12–13).: Ну что же сказать еще нужно вам, каких еще пророчеств, чем еще более можно засвидетельствовать всё небесное величие нынешнего праздника? Казалось бы, всякая душа человеческая должна быть потрясена этими событиями, этими пророчествами, должна проникнуться священным трепетом, должна гореть любовью к Тому, на Ком исполнились все эти пророчества.

«И мир Его не познал, пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 10–11). Свои Его распяли, свои до сих пор продолжают распинать Его. О как это страшно, как потрясает наши души! Ничего не можем сделать кроме пролития горьких слез.

Так угодно Богу, так предсказано было Господом Иисусом: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8.) Видите, как безмерно множество людей во всех народах, которые не веруют в Него, ругаются над Ним.

Слава Богу, великая радость в том, что сохранилось еще малое Христово стадо, радость в том, что наполнен и вчера и сегодня до отказа храм наш. Но горе в том, что видим много тех, которых не видим в меньшие праздники, и во дни воскресные, когда Церковь воспевает вос-кресение Христа, которые приходят в храм только 2–3 раза в год, в самые великие праздники, не чтут дня воскресного, не хотят хоть капельку уподобиться тем волхвам, тем языческим мудрецам Востока, которые пришли из очень дальней стороны, неся Христу дары своего преклонения пред Ним: золото, ладан и смирну; золото, как Царю, ладан — как Первосвященнику, смирну — как мертвецу трехдневному, Который воскрес.

Уподобимся же хоть немного этим мудрым халдеям, пришедшим поклониться из далекой-далекой земли, ведомым чудесной звездой. Что принесем мы Христу? Веру, горячую, пламенную веру в Него; любовь, которая приличествует Одному Истинному Богу. И да побудит нас эта любовь, это трепетное благоговение пред Богом часто-часто приходить туда, где слышим мы проповедь о Господа Иисусе Христе, где слышим Его собственные святые слова, где присутствует Он Сам среди нас, ибо Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Аминь.

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1)