Hasten to follow Christ

Принуждайте сердце свое переносить унижения как должные, как заслуженные, ибо все мы заслужили унижения, ибо все мы очень грешны. Если даже несправедливо унизят вас, вспомните, что есть в вас много такого, чем заслужили вы унижения, но не были унижены, — и это несправедливое унижение принимайте как должное.

Господь сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). А все вы разве не ищете покоя душевного? Разве это не самое драгоценное сокровище: покой совести нашей, покой души — глубокий, ничем не нарушимый покой. Итак, если хотите покоя, помните слова Христовы: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». И когда научитесь, как приобрести кротость и смирение, придет покой в души ваши.

Понуждайте себя быть кроткими каждый раз, когда хотите сказать злое слово, вспомните об обязанности быть кроткими, смиренными, и ответьте словами кроткими.

Всегда и больше всего помните о том, что смирение есть то, что больше всего ограждает душу нашу от всяких бесовских сетей. И когда познает сердце ваше любовь, и станете сравнивать себя с другими, которых считаете недостойными уважения, презренными, гораздо ниже вас стоящими, вспомните, что вы, именно вы, должны считать себя хуже всех, недостойнее всех; подумайте о том уроке, который получил Великий Антоний от Бога.

Когда уже достиг он великого совершенства, то услышал голос Божий: «Антоний, ты не достиг еще такого совершенства, как башмачник Филипп в Александрии». Святой Антоний собрался и пошел в дальний путь в Александрию, нашел там башмачника Филиппа и спросил его: «Брат, скажи, чем ты заслужил Божию милость: какие добрые дела ты совершил? " Удивился башмачник и ответил: «Никаких у меня нет добрых дел, только вечером, когда ложусь в постель, и утром, поднимаясь с постели, я говорю себе: «Филипп, в этом великом городе все спасутся, ибо все лучше тебя, ты один будешь осужден». Вот кого пришлось сравнивать с собой святому праведнику Антонию.

Это для нас урок, и урок этот состоит в том, что должны мы смирить сердце свое так, чтобы никогда не считали других хуже, недостойнее себя, а чтобы себя считали хуже и недостойнее других. Чтобы достигнуть этого, надо постоянно кнутом стегать сердце свое. Когда заметите, поймете, что над кем-нибудь возноситесь, остановитесь, вспомните о своем недостоинстве. И когда научитесь быть кроткими и смиренными, как Сам Господь, тогда будет покой душам вашим.

Есть люди, которые ставят себе целью исполнение одной заповеди, более всех и успевают в этом, молятся Богу об этом; например, молятся Богу, чтобы научил их молиться. И если настойчиво просят, Господь, по молитве, даст им просимое и получают они глубокую молитву. Но если не радят о других заповедях Христовых, недолго удерживается у них дар молитвы, скоро они перестают молиться, и отнимает у них этот дар Господь.

Помните и любите все заповеди Христовы и исполняйте их. Помните, что настало «время сотворити Господеви, ибо разориша закон Его».

О преподобном Мартиниане

26 февраля 1948 г.

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: «Два будут одна плоть» (1 Кор. 6, 15–17).

Эти слова святого апостола Павла проникли в сердце того преподобного Мартиниана, память которого ныне совершаем, проникли с такой силой, что всем сердцем его овладели. Все мысли его были сосредоточены на том, чтобы сохранить чистоту, чтобы никогда, никогда не впасть в блуд, ибо блуд есть то, что оскверняет нас, как ничто другое.

Сказано святым апостолом Иоанном: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15–16). Он говорит, что всё в мире похоть плоти, похоть очей, а блуд — это самая страшная из всех похотей плоти, это то, что делает нас низкими, подобными собакам; и это всем сердцем своим возненавидел преподобный Мартиниан. В восемнадцатилетнем возрасте он принял монашество и стал жить отшельником.