Житие, проповеди

шит Господь. Господь да ведет тебя, Тоня, и всех вас к миру и правде и радости Царствия Своего.

Помню скорбящую Евдокию: дети, ею воспитанные, — венки ее, за которые помилована будет она. Вера, верь в лучшее, Мария, не унывай, на Бога уповай. Параскева — пятницу страданий Христовых помни. Александра, терпи еще. Благослови вас всех Господь.

Тане благословение и благодарение за многие труды ее.

Е. С.

Благодать, милость, мир от Бога нашего Иисуса Христа вам да умножится. Родные мои, дорогие мои, Христа Господа любящие и Христом Господом любимые Д-цы, паства моя верная. Помню вас всех и в сердце своем ношу вас. Далекое расстояние, реки, озера, леса дремучие не отделили вас от меня, не скрыли вас от очей духа моего. Телом далеко от вас, душою с вами присно. Молюсь за вас, нужды ваши, печали и скорьби пред Господом милосердным всегда представляю. Да укрепит Он вас силою Своею в вере православной, да утешит вас терпением страданий Своих в несении безропотном Креста своего каждому по силе его Господом ниспосланного. Молитесь за меня, архипастыря вашего, перед Крестом животворящим молившегося. Люблю вас любовию Христовой. Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

Вскоре ссыльная семья пополнилась: прислали вторую партию ссыльного духовенства. Поибыли три батюшки: о. Петр Баженов, протоиерей-настоятель Тульского собора, о. Сергий и о. Николай из Симбирской обл., с. Промзина, где чудотворная деревянная фигура Святителя Николая славится во всей округе.

Батюшки пришли к владыке благословиться и за содействием в устройстве. Им хотелось быть неподалеку, чтобы иметь утешение в общении и главное — в молитве. Стали их устраивать...

С о. Сергием приехали матушка Агафья Семеновна и дочка Шура, лет 11. Скоро все привыкли друг к другу. Батюшки в праздники приходили на торжественное архиерейское богослужение с четырьмя сослужащими протоиереями игуменом и одним священником.

Также и у батюшек бывал владыка, где совершал праздничные соборные богослужения. Пономарская должность, просфорочки были за мной — вспоминает Анна, — а вскоре с осени 16 октября 1923 г. я стала и дьячком, чтецом владыкиной келий, — церкви во имя Божией Матери Скоропослушницы. Во имя Ее был у владыки и антиминс и образочек на бумаге маленький, висевший у него в изго-

ловье все время его заключения в Бутырках, и привезенный в Зырянский край. Торжественное было пение, батюшки все знали хорошие напевы и пение. Владыка читал за всенощной канон и стоял неслужащим на архиерейском особом месте. Сделали ему ковер с орлом, (\делали ему митру, сделали панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, зырянской работы. Зыряне приходили в умиление и говорили лишь по-русски слова: "О Господи, Господи", прикладывая руки к груди. Зыряне любили владыку за его приветливость.

Помню, — продолжает спутница владыки, — осенью был такой случай: суббота под 24 августа, день св. Петра Московского. Утром владыка по обыкновению пошел в пустыньку и сказал: "Я приду пораньше, чтобы отдохнуть перед всенощной, а то отцы придут". Я ждала его к обеду, но его нет. И час, и три, и пять часов, я уже сбегала в пустыньку, кричала повсюду, все дороги обежала, но только, как в океане лесном, раздается эхо и все кругом мертво. Боже! Что делать? Где искать, где? Что с владыкой? Часто у нзго с сердцем было плохо, не заболел ли, не лежит ли где без памяти? Не обидел ли его кто, не заблудился ли где? А может быть уже вернулся и дома, в Кольеле... Бегу, — нет, говорят, — не приходил. К 6-ти часам отцы собрались. Тоже забеспокоились. Уже темно. Хозяин с сыном обежали все лесные дороги. "Владыки нет.

"Что делать? Завтра надо объявлять, народом искать на лошадях, — говорит хозяин, — не заблудился ли где, не лежит ли где больной?" "Святитель Николай, выведи его", — молились мы. И вдруг общая радость: "Владыка идет!" Откуда, где был? "Я, — говорит, — утром еще пошел по дороге вглубь, и она кончилась, видно, проехали лишь за сеном или дровами. Дай, перейду на другую дорогу. И та кончилась. Хотел перейти опять и пошел, а дорог больше нет, — болота, кочки. На кочку ступишь — тонет. Нашел пустые избушки на поляне. Это для сенокоса (хозяин пояснил — в 18 верстах от нас). Потом взмолился Богу и св. Николаю. Слышу, говорит, — колокольчик, — корова. Я ее подхлестывать: думаю, все равно к дому пойдет. Она меня и вывела на дорогу, и вот иду весь день и, слава Богу, дома. Если бы св. Николай не прислал мне корову, не вышел бы из леса".

Наша уединенная жизнь протекала тихо и однообразно, радостными событиями были приезды Тани.

Еще радостью было для меня и переменой: приехала я барышней, а на 26 сентября 1924 г. одел меня владыка в ряску и апостольник и стала я послушницей. Дочки батюшки интересовались всем, учили и языки: французский и немецкий со мной, а владыка давал им сочинение — написать житие св. апостола Фомы.