Житие, проповеди

шил в 1928 г. в праздник Успения Пресв. Богородицы. Причислил к Серафимо-Зна-менскому скиту. Облачив в иноческое одеяние, благословил образом преп. Серафима Саровского чудотворца.

Крест изгнанничества не миновал и ее. В ссылке она жила в благочестивой семье священика (о. М. Ш.), воспитывала его детей. В домашней церкви совершались литургии и службы, и в последние свои дни исповедалась письменно своему отцу и владыке, причастилась Св. Тайн запасными дарами, тихо отошла в небесные обители в день св. словенских учителей, будучи сама христианской учительницей многих детей.

В последний раз в Ишиме она навестила владыку в день Св. Троицы в 1936 года. Владыка предрек ей тогда близкую кончину: открывал всем присутствующим Св. Писание. Ей выпало место: "Исход из жизни сей есть наилучшее и полезнейшее". Она сказала: "Владыка, вы мне указываете на исход из этой жизни. Видно, близка моя смерть, но да будет воля Всевышнего". Простившись с владыкой, она его больше в этой жизни не видала. Явилась ему на десятый день по своей смерти в сновидении. "С праздником святителя Алексия, старчик. Я ведь жива", — сказала она, как рассказывал владыка, — такая радостная и светлая.

108

Совершил владыка постриг и ее матери — Map. Ник. Ан., ту самую, кроткую и тихую, что земно поклонилась на перроне Ярославского вокзала отъезжавшему в ссылку владыке. Каждый день после кончины своей дочери Катюши Map. Ник. ходила к ней на могилу читать 150 раз "Богородице Дево, радуйся". Теперь лежат обе инокини, мать и дочь, под одним крестом на тихом кладбище в Малом Ярославце. "Я поминаю нераздельно как маму, так и Катюшу, хотя одна из них уже представилась, — говорил владыка, — никак не могу из разделить".

Был и один постриг в мантию Влахернской обители матери Леониды, в то время председательницы артели, как это водилось тогда в обителях. Положение ее было трудное: старшая в артели, отвечала перед властью, а в обители — матушка и игуменья. Две дороги: одна — смирения, другая — неограниченной власти. Владыка нарек ее своим светским именем св. Николая; и, вручая ее этому святому, сказал: "Св. Николай помощник всем утопающим в волнах морских, да будет и тебе помощником в житейской буре и треволнениях".

Благословил владыка м. Николаю после пострига образом "Иудино лобзание". Ревнуя о Православии, монахиня Николая посещала церковь редко, и сестры чувствовали к ней охлаждение. Владыка наставлял: "Изредка

109

ходи, чтобы не обратили внимания". Св. Тайны принимать советовал лучше у непоминающих.

В 1941 г. м. Николая заболела воспалением легких. Перед кончиной напали на нее страхования... Бесы стали одолевать: "Не пропустим тебя через мытарства, ты не ходила в храм". Смутилась душа м. Николаи. Она поспешила пригласить священника и приобщиться от него Св. Тайн, зная, что владыка в смертных случаях благословлял приобщаться и у поминающих, старого посвящения священнослужителей. "Батюшка, — сказала она, — приобщите меня к Православной Церкви". "Что вы, — ответил священник, — у нас нет такого чина для православных! Причаститесь — и все. Достаточно принять Таинство и нет разделения между нами".

М. Николая дважды причастилась и тихо, скончалась.

* *

Размеренно текла жизнь в Меленках около пяти лет. Все пять лет владыка не выходил за ворота, сосредоточившись на молитвенном подвиге. Но исподволь велись козни. Власти искали слабых, через кого можно собирать сведения, принуждали тому дочь хозяйки то суля всяческие блага — путевки на курорты, "тепленькую" работу в городе вместо сельской