Житие, проповеди

146

Тебе. Ты влек меня к служению Тебе с самых юных годов, влек через дивные, сладчайшие, умилительные, древние напевы, среди которых я вырос. Влек через Божественную литургию, стоя за которой еще в юности, я всегда распалялся сердцем: "Твоя от Твоих Тебе приносити". Влек через доброшумный благовест колоколов Лавры Сергиевой, под кровом которой 4 года воспитывался я в Академии. Влек через чудодейственную, цельбоносную раку мощей Сергия Преподобного, приходя к которому и челом моим к нему припадая, я всякий раз слышал внутри меня сильный призыв: "Иди, служи Христу"... Влек Ты меня к служению Тебе чрез знакомство со многими духовно настроенными иноками, примером жизни своей заставлявшими меня "иноческого жития правила принимать и с любовью лобызать".

Завершил Ты влечение мое к служению Тебе, Господи, через старца-затворника, в обители Зосимовой подвизающегося, который властным и реши-

147

тельным, полным благодати словом своим окончательно исторг меня из мира. Так влек Ты меня гласом хлада тонка. А когда я дерзнул сопротивляться Тебе, послал Ты мне болезнь лютую, от которой восстать живым я не чаял, будучи приговорен к смерти двумя врачами: гомеопатом и аллопатом. И когда врата смерти раскрылись уже предо мною, предстал у одра болезни моея врач небесный, чудно меня исцеливший, и в память чего и воспет был святый сей в песнях духовных покойным отцом моим, протоиереем Иоанном. Так влек Ты меня и бурею земною! "Исповедую благодать, проповедую милость, не таю благодеяния" (из молитвы вел. освящения воды). И не отступил еси Ты, все творя и Себе меня влача, дондеже и на высоту архиерейства привлек мя еси. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою" (Мф. 11, 26).

И се ныне стою пред высотою архиерейской. Восходя на нее, хочу рассмотреть, что такое за высота эта, из каких сторон она слагается? Восхожу и вижу на высоте сей св. Григорием Богословом начертано, как бы огнем горящие, сии слова: "Завидная и опасная высота!" Так две стороны, две дороги... два пути указывает в архиерействе вселенский учитель: один путь — завидный, другой

— опасный; один — по-видимому — радостный и просторный, другой — исполненный скорби и тесноты. Первый — внешний, второй

— внутренний. Смотрю на первый — завид-

14'8

ный и вижу то, что всем и каждому видно в епископе: вижу встречи... поклонения, обоняю воню благоухания дыма кадильного... слышу пение и лики "Достойно есть", "Исполла эти деспота", "Да возрадуется душа твоя", вижу облачение... горе подъятые руце с дикирием и трикирием... Слава... слава... честь... честь... Завидная высота, вожделенная! Но ни на этой чести и славе, ни на этих встречах, поклонениях, ни на этих ликах, ни на этой внешней, видимой всем стороне архиерейства, останавливаюсь я своим вниманием. В наши скорбные и тяжкие дни видная для меня становится вторая, далеко не всем видная сторона архиерейства, второй тернистый путь его. Смотрю на этот второй путь и вижу на нем то же, что видел некогда ветхозаветный пророк, и, видя, со страхом воскликнул: "Кто сей исходящий от Эдома в червленых ризах от Восора, столь величественный в одежде Своей, выступающий в полноте силы Своей? "Аз есмь, изрекающий правду, силен еже спасати". "Почто убо червлены ризы Твоя и одежды Твоя, как от топтания в точиле?" "Аз, глаголет, един истоптах точило, и из народов никого не было со мною" (Исайя 63, 1—3). За Сим, от Эдома исходящим, за Сим Архиереем Великим, прошедшим небеса (Евр. 4, 14) и следует сейчас мысль моя, сердце мое, все существо мое, дабы видеть истинный, подлинный путь архиерейский, Сим Архиереем Великим проложенный. "Владыко мой Гос-

149

поди, Архиерею преславный, Учителю, где живеши?", - вопрошаю Его с Андреем и Иоанном, и слышу ответ Его: "Прииди и виждь" (Иоанн. 1, 38-39). Се по глаголу Твоему прихожу и хочу видеть архиерейство Твое: кое оно, Кое величие его, кая слава его, кая честь его? Нарекаемый ныне во архиерея, хочу видеть Наречение Великого Архиерея Иисуса: како и где бысть оно? Облекаемый ныне в светлый чин архиерейский, хочу видеть и светлость Архиерея Иисуса, встречу Ему оказанную, облачение Его Архиерейское... Хочу слышать: "Да возрадуется душа Твоя", "Исполла эти деспота". Ему пение. Кое это есть? Восходя ныне на кафедру архиерейскую, хочу видеть и ту кафедру, на ней же стояше нози Сего Великого Архиерея Иисуса... Хочу видеть и первую Архиерейскую резолюцию, Сим Архиереем начертанную... хочу видеть... И что же вижу? О, смущается дух, трепетом священным объемлется, исполняется и переисполняется сердце... Вижу прежде всего наречение Его: Глубокая ночь... Гефсиманская весь... Дремлющий масличный сад... Петр, Иаков и Иоанн... и "яко вержением камене" (Лк. 22, 41) Иисус, от них отошедший..." Да, святители Божий, здесь именно, в Гефсиманской веси свершилось первое наречение Новозаветного Архиерея, здесь, именно в Гефсиманском саду, десница Отчая ткала первый архиерейский омофор и возлагала омофор сей — заблудшее, яко овча, человечество, грехи всего

150

мира на плещи Архиерея Искупителя. И, о, посмотрите, сколь тяжел, сквль невыносим омофор сей для Самого Богочеловека... Вижу, как под тяжестью его сгибаются Божествен-ныя рамена... Вижу, как под бременем его, Архиерей Иисус, "поклонь колена" (Лк. 22, 41), "паде на лице Свое" (Мф. 26, 39), "паде на земли" (Мк. 14, 35). Вижу, как возложивши омофор сей на плеща Свои, Возложивший "начат ужасатися, скорбети и тужити" (Мф. 26, 37; Мр. 14, 42). Слышу и самые скорбные глаголы Его, из глубины сердца болящего исходящие: "Прискорбна есть душа Моя до смерти", "Пождите, будите зде и бдите со Мною" (Мф. 26, 38; Мр. 14, 34). Таинственное страшное наречение! Наречение: "с воплем крепким, со слезами" (Евр. 5, 7); наречение с мольбою: "Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет чаша сия" (Мф. 26, 39), наречение, потребовавшее явления ангела "с небеси", укрепляющего Нарекаемого. Се наречение Архиерея Иисуса!