V. Adamenko Service Book

Ирмосы и Канон, гл. 8: Песнь 1. Ирмос: «Моисей жезлом рассек Чермное море для идущего Израиля, изобразив этим крест в прямоту, а ударом против фараоновых колесниц соединил воды, изобразив в широту непобедимое оружие. Поэтому воспоем Христу: Богу, ибо Он прославился».

Припев: «Слава, Господи, многочтимому Кресту Твоему».

Тропари: 1. «Моисей в древности проявил на себе образ пречистого страдания Христова, стоя среди священников. Представив образ Креста, распростертыми руками он воздвиг знамя победы и сокрушил силу Амалика всегубителя. Поэтому воспоем Христу Богу нашему, ибо Ом прославился». 2. «Моисей возложил на столпе врачевство, избавлявшее от смертоносного и ядовитого уязвления, и, привязав поперек на дереве, образе Креста, змия, пресмыкающегося по земле, восторжествовал через то над бедствием. Поэтому воспоем Христу Богу нашему, ибо Он прославился». 3. «Небо показало благочестивому и богомудрому царю Константину Великому победное знамение Креста, которым низложено свирепство злобных врагов, рассеяно заблуждение и распространена божественная вера по всем концам земли. Нагому воспоем Христу Богу нашему, ибо Он торжественно прославился».

П. 3. И: «Жезл Ааронов принимается в образ тайны, ибо он произрастанием предуказывает священника; и в Церкви, прежде бесплодной, ныне процвела древо Креста для ее силы и утверждения».

1 «Скала, источив от удара воду народу непокорному и жестокосердному, проявила таинство Богом собранной Церкви, для которой Крест есть сила и утверждение». 2, «Когда пречистые ребра были пронзены копьем, то истекла вода с кровию, обновляющая завет и очищающая грех, ибо Крест есть для верующих слава, сила и утверждение».

П. 4. И: «Услышал я тайну домостроительства Твоего, Господи, уразумел дела Твои и прославил Твое Божество».

1. «В древности Моисей деревом изменил горькие источники в пустыне, пред'изобразив обращение язычников к благочестию посредством Креста». 2. «Иордан, скрыв во глубине секиру, возвратил ее силою дерева, знаменуя пресечение заблуждения силою Креста и крещения». 3. «Израильский народ, предшествуя прообразовательной скинии свидетельства, разделяется в священном ополчении на четыре части, прославляясь крестообразным порядком». 4. «Чудесно распростертый Крест испускал солнцевидные лучи и небеса возвещали славу Бога нашего».

П. 5. И: «О, трижды блаженнейшее древо, на котором распялся Христос Царь и Господь, чрез которое паж обольстивший Еву древом, будучи сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотию Богом, дарующим мир душам нашим».

1. «Тебя, вечнославимое древо–Крест, на котором распялся Христос, устрашился вращающийся меч, охранявший Едем и грозный херувим отступил пред пригвожденным на тебе Христом, дарующим мир душам нашим». 2. «Враждебные силы преисподней трепещут знамения Креста, начертываемого в воздухе, который они населяют; а все небожители и множество земнородных преклоняют колена пред Христом, дарующим мир душам нашим». 3. «Божественный Крест, явившись, в чистых лучах и озарив Божественным светом народы, омраченные обольстительным заблуждением, усвояет их пригвожденному на нем Христу, дарующему мир душам нашим».

П. 6. И: «Иона, крестообразно распростерши руки в утробе морского зверя, ясно прообразовал спасительное страдание; а вышедши оттуда на третий деньу нред'изобразил сверхъестественное воскресение Христа Бога, пригвожденного плотию и просветившего мир трндневным воскресением».

1. «Удрученный старостью и отягченный болезнью Иаков укрепился, когда переложил руки на сынах Иосифовых, выразив тем силу животворящего Креста, ибо пригвожденный на нем плотию Бог обновил ветхость тенеобразного писания закона и истребил душепагубный недуг заблуждения». 2. Божественный Израиль, крестообразно положив руки на юных головах, показал, что почитаемый старшим означает народ, служащий Богу под законом; когда же вменили ему это в ошибку, он не изменил живоносного знамения, воскликнув: новонасажденный народ Христа Бога, ограждаемый Крестом, будет иметь преимущество».

Кондак, гл. 4: «Добровольно поднятый на крест, Христе Боже, даруй милости Твои новому обществу, носящему Твое имя, обрадуй Твоею силою православных христиан, даруя им победы над врагами, и да имеют они в помощь от Тебя Крест, как ограждение мира и знамя непобедимости».

П. 7. И: «Безумное повеление нечестивого властителя, дышущее угрозою и мерзким богохульством, смутило народ; но трех юношей не устрашили ни зверский гнев, ни истребительный огонь, находясь в пламени и освежаемые веянием влажного ветра, они пели: благословен Ты, Препрославленный отцев и наш Бог».

1. «Первый человек, вкусив от дерева, подвергся тлению и, по причине осуждения на бесславное лишение жизни, став как бы некоторою телесною заразою, сообщил болезнь всему роду; но мы, земнородные, обретши избавление через древо Креста, будем восклицать: благословен Ты, Препрославленный отцев и наш Бог». 2. «Заповедь Божия нарушена непослушанием и дерево через неблаговременное вкушение плода его принесло людям смерть, потому в ограждение было воспрещено дерево блаженной жизни, к которому опять благоразумие открыло доступ умиравшему разбойнику, восклицавшему: благословен Ты, Препрославленный отцев и наш Бог». 3. «Израиль, созерцающий будущее, преклоняется на верх жезла Иосифова, предзнаменуя, как преславный Крест будет иметь царственную силу, ибо он есть победная слава верующих и свет для православно восклицающих с верою: благословен Ты, Препрославленный отцев и наш Бог».