Свящ. Василий Адаменко Требник на русском языке

8 П. И. Из пламени источил Ты росу для благочестивых юношей и водою попалил жертву праведника, ибо Ты, Христе, все творишь одною Своею волею; превозносим Тебя во все веки.

1. Проявив мужественные подвиги вы, Христовы страдальцы -мученики, украсилйЪь победными венцами, восклицая: превозносим Тебя, Христе, во веки. 2. Прийми, Владыка, верующих, свято окончивших жизнь и переселившихся к Тебе; и, как Милосердный, мирно упокой их, превозносящих Тебя во все веки. Слава: Благоволи ныне, Спаситель, оправдавши верою в Тебя и Твоею благодатию, поселить в земле кротких всех, прежде скончавшихся, превозносящих Тебя во все веки. И ныне: Все мы прославляем Тебя, Пресвятая Дева, Родившую воистину вечно святое Слово, Сына Божия, ради нас ставшего человеком, Которого и превозносим во все веки.

9 П. И. Бога, на Которого не смеют взирать чины Ангелов, видеть людям невозможно: но чрез Тебя, Всечистая, Он явился людям воплотившимся Словом. Мы вместе с небесными воинствами, величая Его, прославляем Тебя.

1. Надежда на Тебя, Христе, укрепила воинства мучеников, а пламенная любовь к Тебе окрылила их, заранее изобразив пред ними воистину невозмутимый будущий покой, получить который удостой, Милосердный, переселившегося к Тебе верующего. 2. Благоволи, Христе, с верою переселившемуся получить Твое светлое Божественное сияние и, как Один Милостивый, удостой его вечного блаженства, даруя ему упокоение там, где пребывает Авраам. Слава: Будучи по Божеству Всеблагим и Милосердным, склонным на милость и бездной любви, прийми, Спаситель, пересел¨нного Тобою из этого места скорби и смертного края туда, где сияет Твой свет. И ныне: Мы, Чистая, знаем Тебя святой скинией, ковчегом и скрижалями закона и благодати, ибо чрез Тебя, Всенепорочная, даровано прощение оправданным Кровию Воплотившегося от Тебя, Которого и моли о нашем спасении.

Затем малая ектения (стр. 94,) молитва (стр. 84) и поются стихиры (самогласны) святого Иоанна Дамаскина.

1 гл. Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени, все обманчивее сновидений, одно мгновение и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец, упокой избранного Тобою во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею. 2 гл. О, как страдает душа, разлучаясь с телом! О, сколько она проливает в это время слез и некому ее пожалеть! Обращается она к ангелам и напрасно молит их; простирает руки к людям и никто не может ей помочь. Поэтому, мои возлюбленные братья, уразумев краткость нашей жизни, попросим у Христа упокоения переселившемуся от нас, а своим душам великой милости. 3 гл. Все человеческое, что не остается после смерти — ничтожество, не остается с человеком богатство, не сопутствует ему слава. Только придет смерть и все это исчезло. Поэтому воскликнем Бессмертному Христу: упокой переселившегося от нас там, где жилище всех радующихся.4гл. Где теперь привязанность к миру? Где мечты о скоропроходящих благах? Где золото и серебро? Где множество шумных слуг? Все — прах, все — пепел, все — призрак. Но приходите, воскликнем Бессмертному Царю: Господи, удостой переселившегося от нас вечных Твоих благ, упокоевая его в Твоем неувядаемом блаженстве. 5 гл. Вспомнили пророка, воскликнувшего: «Я — земля и пепел». И потом всмотрелся я в могилы, увидел обнаженные кости и сказал себе: Кто же здесь властитель, кто простой воин? Который богатый или нищий? Который праведник или грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего. 6 гл. Началом существа моего было Твое творческое повеление, ибо, восхотев составить меня, живым из невидимого начала и видимой природы, Ты создал мое тело из земли, а душу дал мне, вдохнув ее Твоим Божественным и дающим жизнь дуновением. Поэтому, Христе, упокой раба Твоего в стране живых, в жилище праведников. 7 гл. Создавши вначале человека по образу Твоему и подобию, Ты поселил его в раю, чтобы он владел Твоими тварями. Но обольщенный по зависти диаволом, он вкусил запрещенного плода, сделавшись нарушителем Твоих заповедей. Поэтому, Господи, Ты и осудил его возвратиться в землю и просить у Тебя упокоения. 8 гл. Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую в гробу созданную по образу Божию нашу красоту безобразною, бесславною, не имеющею никакого вида. О, чудо! Что за таинственное явление снами? Как предались мы разложению? Как соединились со смертью? Воистину это, как сказано в Писании, по повелению Бога, дающего упокоение ушедшему от нас.

Блаженны 6 гл. В Царстве Твоем вспомни нас, Господи, когда придешь в Царство Твое. 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. «Разбойника, воззвавшего к Тебе на кресте: «вспомни меня», Ты Христе, за его покаяние заранее сделал его жителем рая, в котором посели и меня, недостойного». 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят, «Господствующий над жизнью и смертью! Упокой, Господи, В святых обителях взятого Тобою из временной жизни и вспомни меня, когда придешь в Царство Твое».7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими назовутся. «Владычествующий над душами и телами, в руке Которого наша жизнь, Утешитель угнетенных! Упокой в стране праведных переселенного Тобою Твоего раба. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. «Христос да упокоит тебя в стране бессмертных, да откроет тебе врата рая, да явит тебя жителем Своего Царства и да простит тебе все грехи, которые ты, любящий Христа, совершил при жизни. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. «Пойдем и посмотрим, как обнажены человеческие кости в гробах, там смрад и пища червей, и познаем из этого конец богатства, красоты, силы и величия». 10. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, «будем внимать тому, что говорит Вседержитель: горе имеющим видеть страшный день Тогодень, ибо он -тьма, и тогда огнем все испытается». Слава: Поклоняюсь Отцу, Родившему Сына безначальным рождением и происхождением, прославляю Рожденного Сына и воспеваю Просиявшего с Отцем и Сыном Святого Духа. И ныне: Как Ты, Дева, источала из Твоих сосцов молоко, как питала Питателя творений? Об этом знает только Он, источивший из камня воду и водные потоки жаждущим людям, как говорится в Священном Писании.

Затем диакон возглашает: «Будем внимательны». Священник: «Мир всем». Поется прокимен 6 гл. «Блажен путь, по которому ты, душа, идешь ныне, ибо тебе приготовлено место упокоенияСтих: «Возвратись, душа моя, в покой твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя»(Пс. 114; 7).

Диакон: «Премудрость». Чтец: «Чтение из послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам»: «Братья, не хочу оставить вас в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо это говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при возгласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, к встрече Господа на воздухе, и так всегда с Господом будем»(I Фес. 4; 13 — 11).

Священник: «Мир тебе». Чтец: Аллилуйя б гл. Стих: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил»(Пс. 64; 5). Священник: «Чтение святого Евангелия от Иоанна»(5; 24 — 30): «Сказал Господь Иисус Христос пришедшим к Нему иудеям: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия; и выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли Пославшего Меня Отца».

Диакон — ектению: «Помилуй нас, Боже…» (стр. 84).

Затем священник — предстоятель, подойдя к гробу, громко произносит: «Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84). После зтого прощаются с умершим при пении следующих стихир 2 гласа: 1 «Приидите, братья, и, принося благодарение Богу, дадим последний поцелуй умершему. Вот он ушел от своих родственников и спешит в могилу, уже не заботясь о земной суете и о многострадальной плоти. Где теперь его родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его». 2. «О, какая разлука, братья, какой плач, какое рыдание в настоящие минуты. Приходите же целуйте его, недавно бывшего с нами. Он отдается могиле, покрывается камнем, поселяется во тьме, погребается с мертвыми. Он разлучается в эту минуту с родными и друзьями. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его». 3. «Ныне разстраивается все лукавое торжество житейской суетности: дух ушел из своего жилища и глина почернела; сосуд разбился, он безгласен, безчувствен, мертв, недвижим Провожая почившего в могилу, помолимся Господу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 4. «Что наша жизнь?. Поистине — цвет, дым, утренняя роса. Вот, приходите посмотрим пристально на могилы: где красота телесная? где юность, где глаза, где стройность тела? Все высохло, как трава; все обезображено. Приходите же, со слезами припадем к стопам Христа». 5. «Разлучение души с телом есть великий плач и рыдание, великий стон и страдание. Кратковременная человеческая жизнь, — призрачная тень, обольстительный сон, с воображаемыми несчастиями земной жизни, есть ад и погибель. Поэтому далеко убежим от всякого мирского греха, чтобы наследовать Царство Небесное». 6. «Подумаем все о последнем часе, видя лежащего пред нами» мертвеца. Вот он исчезает, как дым с земли; отцвел, точно цветок; скошен, как трава; обвит полотном; засыпается землею. Оставив его навсегда невидимым, помолимся Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 7. «Приходите, потомки Адама, посмотрим на подобного нам, теперь поверженного на землю, потерявшего всякое благообразие, разложившегося в гробу от гнилостных червей, поглощаемого тьмою и покрываемого землею. Оставив его навсегда невидимым, помолимся Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 8 «Когда душа готовится быть насильно унесенной из тела страшными ангелами, она забывает всех родственников и знакомых и только заботится о том, как стать на предстоящем суде с ответом за суету и прегрешения несчастной плоти и получить прощение. Поэтому смиренно все помолимся Судии — Господу, чтобы Он простил умершему все грехи, им сделанные». 9. «Приходите, братья, посмотрим в гробу на пепел и прах, из которого мы созданы. Куда мы ныне идем, что с нами стало? Кто здесь бедняк и кто богач? Кто господин, кто благородный — не все ли одинаково пепел? Разложилась красота лица, и весь цвет юности иссушила смерть». 10. «Поистине все житейские удовольствия и слава суть обреченное на гибель ничтожество: все мы умрем, все будем мертвецами, — властители и правители, судьи и вельможи, богатые и нищие и всякое человеческое существо. Некогда живые, ныне повержены в могилах. Помолимся, да упокоит их Господь». 11 «Все члены тела являются теперь праздными; недавно они двигались, ныне все бездействуют, мертвы, безчувственны: глаза померкли, ноги связаны, а руки и слух бездейственны; на язык наложена печать молчания, — человек предается могиле. Поистине все человеческое — одно ничтожество». 12 «Мы молим Тебя, Матерь Не–заходящего Солнца: спасай, Богородительница, надеющихся на Тебя, и Своими молитвами умоли Всемилостивого упокоить ныне переселившегося от нас там, где упокоеваются души праведников; сделай его, Непорочная, наследником Божественных благ в жилище праведников, в память вечную». Слава, гл.6. «Видя меня, лежащего пред вами безгласным и бездыханным, плачьте обо мне, братья и друзья, родные и знакомые. Вот вчерашний день я беседовал с вами, но внезапно настал для меня час смерти. Приидите же все, любящие меня, и дайте мне последний поцелуй, ибо я уже не буду болеа ходить и беседовать с вами, так как иду к Судье, у Которого нет лицеприятия: раб и господин вместе стоят пред Ним, властитель и простой воинт богатый и бедный — все в равной чести; каждый прославится или посрамится собственными делами. Поэтому я смиренно прошу всех непрестанно молиться за меня Христу Богу, чтобы не отвели меня за грехи мои в место мучения, но чтобы Он поселил меня там, где свет жизни. И ныне: «По молитвам Родившей Тебя, Христе, и Твоего Предтечи, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, упокой скончавшегося Твоего раба». Затем Трисвятое по «Отец наш…» «Тропари 4 гл. 1. «Спаситель, упокой душу раба Твоего…» (стр. 83). Диакон — ектению «Помилуй нас, Боже…» (стр. 84) и священник — молитву (стр.84). Слава и ныне. Отпуск: «Воскресший из мертвых…» (стр. 85). Народ: «Аминь». Священник: «Вечная память тебе, брат наш, достойный вечного блаженства и воспоминания»(трижды) Диакон: «В блаженстве праведных подай, вечный Господи, покой скончавшемуся рабу (имя рабе) Твоему и сотвори о нем (ней) вечную память». Народ: Вечная память (трижды). Затем священник громко произносит над скончавшимся разрешительную молитву: «Господь наш Иисус Христос, сказавший Своим ученикам и Апостолам: «Приимите Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»(Иоан. 20; 23. Мф. 18; 18), даровал им по Своей Божественной благодати власть связывать и разрешать грехи людей. Этой же властью, по преемству от них принятой нами, да простит Господь через меня, смиренного, это духовное чадо(имя)

Да освободит его Господь от всех этих виновностей и уз. Грехи же, по человеческой немощи преданные забвению, да простит по Своему человеколюбию и по молитвам Пресвятой, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых. Аминь».

После этого при пении «Святый Боже..» «Пресвятая Троица…» «Отец наш…» и погребальных песнопений тело умершего, в предшествии священнослужителей и всопровождении народа, несут на могилу. Перед тем, как опустить гроб в могилу священник, взяв земли, бросает ее крестообразно на тело умершего, произнося: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней». (Пс. 23; 1). Потом крестообразно льет елей на умершего или посыпает на него пепел из кадила после этого гроб заколачивают при пении: «Спаситель, упокой…» и проч. (см. стр. 83). Затем опускают в могилу и погребают при пении тропарей: