Text of the Festal Menaion in Russian

Евангелие от Матфея, зачало 1

Книга происхождения Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова.

По переселении же в Вавилон Иехония родил Салафиила; Салафиил родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак, всех поколений: от Авраама до Давида четырнадцать поколений; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать поколений; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать поколений. А рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая Ее обесславить, решил тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – вот, Ангел Господень во сне явился ему, говоря: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Мариам, жену твою, ибо рожденное в Ней – от Духа Святого. И родит Она Сына, и наречешь имя Ему: Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их». А это все произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: «Вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил», – что в переводе значит: «С нами Бог». Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее; доколе не родила Она Сына Своего, первенца, и он нарек имя Ему: Иисус.

Мф 1:1–25

Причастен: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3)

ПРЕДПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И ПАМЯТЬ СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕВГЕНИИ

24 ДЕКАБРЯ

НА ВЕЧЕРНЕ

На «Господи воззвах:» стихиры предпразднства, глас 5*

Подобен: Радуйся:

«Носишь Ты Адамов облик, / Сущий во образе Божием, Всесовершенный, / и благоволишь, чтобы Тебя держали на руках, / все Держащий в руке Своею силою», – / Чистая Всенепорочная вещала, возглашая, – / «Как повивать Тебя буду пеленами, словно Младенца? / Как буду питать Тебя сосцами, все питающего, / как – нищете Твоей, превосходящей ум, дивиться? / Как Тебя Моим Сыном нареку, / Сама являясь ныне Рабой Твоею? / Воспеваю, благословляю Тебя, / подающего миру великую милость!»

Младенца, воплощающегося от Нее, / – предвечнаго Бога – видя, Всенепорочная, / руками Его держа, и лобзая часто, / и радости исполняясь, обращалась к Нему: / «Боже Всевышний, Царь Невидимый, / как Я Тебя вижу и не могу уразуметь / таинства нищеты Твоей безмерной? / Ибо пещера теснейшая, и та – чужая, / внутри себя вмещает Тебя, родившегося, / и девства не нарушившего, / чрево Мое Сохранившего, как прежде рождества, / и дарующего великую милость!»

Так Чистая с трепетом, как раба, вещая, / услышала перед пещерой волхвов, / вместе предстоящих, и обратилась к ним: / «Кого вы ищете? / Ибо вы, как Я вижу, из иной, дальней страны пришли, / облик и нрав персидский имеете. / Необычайное отправление и странствие вы совершили / и Тому, Кто стал странником свыше сойдя / и странным образом в Меня вселился, как знает Сам, / с усердием пришли поклониться, / дарующему миру великую милость!»