AN ESSAY ON THE MYSTICAL THEOLOGY OF THE EASTERN CHURCH

Противополагая пути обожения, свойственные Западной и Восточной Церкви, мы не хотим ничего утверждать категорически. Этот предмет, слишком тонкий и имеющий много различных оттенков, ускользает от всякой попытки схематизации. Так, на Западе переживание мистического мрака совсем не характерно для таких святых, как, напр., св. Бернард Клервосский. С другой стороны, духовная жизнь подвижников Восточной Церкви представляет нам по крайней мере один довольно типичный пример «мистической ночи», а именно у св. Тихона Задонского (XVIII в.).

374

О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 17-20.

375

Там же, с. 10, 33.

376

Wensinck, hom. II, p. 8-9.

377

Там же.

378

Слово 90, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 488-489.

379

PG, t. 160, col. 1225-1227.

380

Слово 57, 2, изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, вып. II, с. 37.

381

Там же.

382

См. выше с. 134

383

Ed. Theotoki, LXXXIV, p. 480-481; Wensinck, XXVII, P. 136.

384

PG, t. 34, col. 544 D.

385

Слово 27.

386

Слово 37: PG, t. 36, col. 370 ВС.

387

Ed. Theotoki, XLIII, LXIX; Wensinck, horn. LXII, p. 289, horn. LXVII, p. 316.

388

PG, t. 59, col. 721-724.