Духовные зёрнышки
Один угодник все укоры принимал, никогда не оправдываясь, принимал как вразумление, наказание, если не за одно, то за другое что‑нибудь. А у нас и плачут, и лишние оправдания!
Бог дает свободу людям выбирать свой путь — ко спасению или наоборот, а Ему, как Всеведущему, известен уже и конец борьбы.
Естественные качества души — дар Божий. Будем осуждены, если заглушим их и погубим по лености; это наш талант, который мы должны обработать.
О причастии. В наставлении Каллиста и Игнатия говорится: Ничто столько не содействует и не способствует нам к очищению души, к просвещению ума и к освящению тела и обоих их божественнейшему изменению, еще и к отражению страстей и бесов, как частое, с чистым сердцем и расположением, сколько то возможно человеку, причащение св. пречистых, бессмертных и животворящих Таин, о чем явно говорят не только отцы, но и Сама Жизнь и Сама Истина (Ев. Иоан. 6,48–50,51; 6,53–58; 1 Кор. 11,23–32).
Дивный некий старец поведал, что"если имеющие переселиться отсюда причастятся св. Таин с чистою совестью, то, когда умрут, Ангелы, ради сего причащения, доринося, возносят их отсюда". Кто здесь ныне чрез св. Тело и Кровь причащается Христова Божества, тот в будущей жизни удостоится сего мысленно чрез одно созерцание Его. Божественный Макарий:"как вино по всем членам пиющего расходится, так и пиющий Кровь Христову Духом Божиим напаяется, Который по всей душе расходится, и душа бывает вся в Нем, и, освятившись таким образом, делается достойною Христа Господа"(1Кор. 12, 13). Еще: Иоанн Вострский, муж святой и власть имущий над духами нечистыми, спросил бесов:"каких вещей боитесь вы в христианах?". Те ответили:"вы воистину имеете три великие вещи: первая та, что носите на шее вашей; вторая та, чем омываетесь вы в церкви; третья та, что вкушаете вы в собрании"… Спросил еще:"из всех трех чего больше боитесь вы?"Они сказали:"если бы вы добре хранили то, чего причащаетесь, то никто из нас не возмог бы оскорбить христианина. Эти вещи: крест, крещение и особенно — причащение". А чтоб дольше хранить в душе своей Святыню Великую — старайся чаще произносить умом и сердцем молитву Иисусову, памятуя, что Он Сам пребывает в душевном доме твоем. Этим же"мечом духовным"отгоняй от себя и всякие помыслы…
Старец Серафим сказал: если кто решит быть монахом ради любви ко Господу и пользы душевной, тот должен быть готовым к тому, чтоб все его упрекали. Путь царский, путь спасительный! Нужно не колебаться. Иногда старцы нарочно причиняли неприятности послушникам, чтобы узнать, на что они способны, выдержат ли.
Там‑то еще лучше будет, в Царстве Небесном! Но нужно еще немного поскорбеть, потерпеть болезни, огорчения, лишения. Как золото огнем очищается, так и душа через скорби. Раньше чем умереть, нужно поскорбеть немного! Были конечно случаи, как например, св. Таисия, которая, по молитвам духовного отца, сразу угодила Богу покаянием.