Духовные зёрнышки

Удивительно, как в этой книге иногда на одной странице обретаются различные лекарства — то горькие — это слова обличающие, укоряющие совесть, то подбодряющие, то утешающие, а м. б. чаще всего озаряющие просвещающие, согревающие сердце…

Вот примеры слов обличающих:"часто мы, слушая или читая Слово Божие — соглашаемся, каемся, а как закрыли Евангелие — все забыто". Или:"непременно надо научиться для преодоления самолюбия принимать все укоры без оправдания".

Кого не обличат, не опалят такие слова?! Но тут же, то и дело находишь ободрение — напр.:"Для исправления не берись за все сразу: сперва удерживайся от одного греха, который приметил в себе, потом от другого и так постепенно". Или:"Когда мы просим у Бога духовных благ: терпения, чистоты, любви, Он конечно даст нам. А уныние — это искушение от врага".

Нельзя тут же в предисловии не привести и некоторых слов полных такого света и тепла, которых не часто услышишь от современников или прочтешь у современных авторов:"Единственный Источник счастья и блаженства — Иисус Христос. Он Один может дать нам совершенное счастье"."После принятия св. Христовых Таин старайся оставаться в уединении и хранить святыню в полном молчании или в пении или чтении духовном"."Надо быть радостными, веселыми, ведь к жизни вечной готовимся! а в нашей жизни и так много скорби"."Пойте Богу нашему, пойте! нужно всегда веселым быть, как говорил и старец Преподобный Серафим"."Радоваться надо всегда и благодарить Бога за все"."Путь к совершенству — смирение"."Господь Бог солнце Свое сияет на праведных и грешных, а я лишь стараюсь передать вам Его лучи".

Приведенные здесь почти наудачу зёрнышки свидетельствуют также о духовном облике Владыки. Смирением, радостным благожелательством веяло от него. А как сосредоточенно он служил и — явно движимый каким‑то светлым внутренним восторгом воздымал руки. Легким, как перышко был он телесно, и это отвечало какой‑то особой его духовной легкости, окрыленности.

Но случалось конечно, был он и огорчен и встревожен. Бывало, что прежде чем дать совет по трудному пастырскому вопросу, он тут же в своем кабинете творил краткую молитву перед иконой и после этого отвечал властно и даже пророчески раскрывал страшную судьбу того, кто не последует его совету.

Владыка был старцем, каким бывали они в Оптине, на Валааме…

Кое‑кто догадывался об этом и шел к нему. А многих смущал м. б. его высокий сан. Но он был, прежде всего, настоящим монахом и в методах монашеской жизни искал и находил себе укрепление.

В настоящей книге можно найти личные его в этом признания.

Значит ли, что книга эта только для монашествующих? Таких книг в православной религиозной литературе и вообще нет. И это потому, что сам путь монашеский — если в некоторых отношениях есть путь не для всех — то в своей основе это общий единственный путь христианской жизни, путь узкий… Других путей к Богу нет.

В заключение нельзя не сказать: глубокий поклон, во–первых, тем, кто собрал и сохранил для нас эти духовные живительные зернышки и, во–вторых, тем, кто издает эту книгу.

Архимандрит Александр (Семенов) Тян–Шанский

ДУХОВНЫЕ ЗЕРНЫШКИ