Духовные зёрнышки

Но не всякий, взирающий или даже поклоняющийся Кресту спасен будет. Ведь и стерегущие воины на Голгофе покланялись Спасителю на Кресте, но покланялись с надругательством. Так и теперь не всякий подходит на поклонение Кресту с истинным благоговением и покаянием. И как израильтяне в пустыне могли спастись лишь взирая на змия медного с верою, так и мы лишь тогда получаем утешение в скорбях, поддержку духовную и телесную, врачевание недугов и спасение, когда мы с верою припадаем к Древу Жизни, Животворящему Древу Креста Господня.

Больше всего нас удаляют от Бога грехи, потому для приближения к Богу надо избавиться от них."Приближьтесь к Богу, и приближится к вам"(Иак.4:8). Тогда можно принести дар свой на жертвенник невозбранно. Тогда можно сподобиться благодатного соединения духа и плоти в приобщении Плоти и Крови Христовой. Этими великими двумя Таинствами — отпущения грехов в покаянии и приобщения Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу, Церковь помогает нам извести из темницы грешные души наши.

Пример св. Иосифа Аримафейского, св. Никодима, свв. Жен Мироносиц — побуждает и нас к служению Христу. Хотя Он и вознесся на небо, но сказал:"Се Аз с вами во вся дни до скончания века". Он почивает в храмах наших, на престолах в Таинстве Евхаристии. Для св. престола нужны одеяния, пелены, свечи, хлеб, вино и т. д. Служение храму Божию есть служение Христу.

Некоторые возражают:"Христос не требует материальных жертв, а лишь только сердце — жертва Богу. Истинные поклонники кланяются Богу духом и истиною…"и т. д. Верно, что Христос пришел с неба на землю за сердцем нашим, а не за дарами, но разве пожертвование на храм Господу препятствует иметь сердце чисто, дух сокрушен? Как раз наоборот! именно — духом смиренные, сокрушающиеся о грехах, чистые сердцем и жертвуют на храм Божий и на бедных.

Возражают еще:"жертвовать надо не на каменные, мертвые храмы, а на живые — бедных и нищих, коих называет Христос братиею Своею". О, если бы возражали бы так и поступали как говорят, а то обычно подобные проповедники или вовсе ничего не жертвуют или дают, но не бескорыстно, а ради похвал, награды и т. д. Кроме того, разве жертва на храм Божий ограничивает, препятствует жертве в пользу бедных? Кто искренно, по любви к Христовой братии, дает им лепту, тот непременно по любви ко Христу даст лепту на Его святой Дом. Когда мы бываем добрее и отзывчивее? Когда помолимся и выходим из храма Божьего. Иисус Христос одобрил лепту вдовицы и, видя в Иерусалимском храме богатые украшения, не осуждал и не отвергал их. А кроме того, разве нищие и бедные не нуждаются в храме Божием и Таинствах? разве у них нет души и духовных запросов? разве только в куске хлеба — утоление голода? А душа, а пища духовная? Бедные еще усерднее молятся в церкви, чем другие.

У нас больна душа — расслаблена. А чем больна? Гордынею, похотью плоти, похотью очес (см. Послание Ап. Иоанна Богослова), нашей привязанностью к земному миру и его благам, нашему преклонению разуму (а разум кичит). Вот св. мать наша Церковь и учит нас, чтобы мы, когда болит наша душа, когда возникают всякие смущения, сомнения и т. д., всем сердцем и обращались бы, устремлялись бы к Врачу душ и телес, Воскресшему Господу, с пламенной, усердной молитвой, как расслабленный: Господи, хочу быть здоровым, верую, помози моему неверию, укрепи в вере, душу мою люте расслабленну воздвигни Божественным Твоим Предстательством и спаси мя…

Истинные поклонники поклоняются везде (а не в Иерусалиме только) духом и истиною (Ин.5:1–15). Это означает, что с распространением христианства по всей земле будут поклоняться–служить Господу, совершать таинства, приносить Бескровную Жертву — духовную, а она приносится в храмах Божиих. Прежде, ветхозаветное богослужение — обрядовое, с принесением жертвы животных — было лишь прообразом, сению (тенью) богослужения христианского, совершенного, духовного; прежде, в ветхозаветной церкви, приносившие жертвы не имели, не получали благодати искупления, спасения, а лишь как бы только залог, право на участие в Царстве Христовом, а ныне, в Церкви Христианской, в Богослужении, в таинствах — преподается благодать Св. Духа, благодать освящения, искупления. Значит, мы совершаем служение и поклонение Богу духом и истиною (духовное, истинное).

Многие думают, что праздник Вознесения не радостный, печальный: Господь удаляется. Не печалиться надо, но благодарить Господа за Его смотрение о нас. Все было предивно предусмотрено Святой Троицей и предсказано в пророчествах. Какая последовательность во всех событиях дела домостроительства нашего спасения! Не раньше посылает Бог Отец Своего Сына, чем предуготовив мир за долгое время через пророков, прообразы. Сын Божий является для того, чтобы приготовить людей ко принятию Св. Духа, без Которого они не могли уразуметь, усвоить Его учение. Сам Спаситель ясно говорил:"лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, пошлю Его к вам".