Мир и радость в Духе Святом

Послушание — входной билет в рай

Мы извержены из рая за непослушание. А ведь нам дано было совершенствоваться в любви, Господь сказал нам: «Не трогайте это древо!» Значит, из этого должна была развиваться любовь — из доверия и послушания. И сейчас послушание — входной билет в рай, но, к сожалению, мы постоянные нарушители.

Всякое добро исходит от Источника жизни; откуда исходит зло, известно…

Святые, ангелы, верующие люди не совершают чудес, их совершает Бог. Он всюду, Он творит чудеса через нас, через святых и ангелов.

Отче, мы говорим: мы — небесный народ[18] и, следовательно, должны спастись. А мне кажется, что каждый должен бороться за свою душу, чтобы внести лепту в общее спасение. Что Вы можете об этом сказать?

Не было бы столько зла, если бы каждый начал с себя. Нам бы хотелось каждого исправить, и отца и мать, а они уже состарились, и мы не можем изменить их мнения.

Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию

Мы сами для себя являемся тайной. Нас удивляет, как наш организм функционирует без нашего участия, потому что нет ни одной организации на свете, которая бы так совершенно осуществляла бы свои цели, как это происходит в теле человека.

Господь — тайна для всего творения. Господь — в нас, и поэтому мы тайна для нас самих. А Господь открывается только смиренной и кроткой душе. Нам удается что‑то узнать о Нем, что‑то нам открывается через природу, но нас повсюду окружает тайна. Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию.

Тот, в ком царит правда и милосердие, обретет жизнь и будет избавлен от смерти.

БЕЗ БОГА НЕТ ЖИЗНИ, ИБО ОН — ЛЮБОВЬ

Беседа в монастыре Витовница. 1984 год. Аудиозапись. (Прим. изд.)

Мы, люди, когда молимся, совершаем свое молитвенное правило, делаем это рассеянно, «для порядка», в молитве не участвует все наше существо. Мы произносим слова, но наше внимание где‑то совсем в другом месте, а значит, это не молитва в духе и истине. Поэтому святые отцы говорили, что молитве должно предшествовать внимание. При внимательной молитве мы понимаем, о чем мы молимся, мы сосредоточены на словах молитвы, на том, что просим.

Когда мы обращаемся к человеку с просьбой что‑либо для нас сделать, мы обращаемся к нему всей душой и просим: «Сделай для меня это, я знаю, что ты можешь». Мы просим в полной уверенности, что он не откажет нам. А как часто мы обращаемся к Богу формально, лишь бы исполнить правило, а сами думаем совершенно о другом — вспоминаем, как нас обидели, или продумываем свои планы — о чем угодно, только не о молитве. Поэтому Господь сказал, что Бог есть Дух, и, когда мы молимся, надо молиться духом, дух должен присутство-