Мир и радость в Духе Святом

…Трудно сохранить покой.

Нет чистой молитвы в рассеянности

Мы постоянно в беспокойстве, со всех сторон нас одолевают искушения. А рассеянный монах не возносит свой ум, чтобы чисто молиться Господу.

Иди сегодня, иди вперед, за Господом!

Бесы толкают нас с пути спасения. А мы, немощные, знаете, смотрим то в одну сторону, то в другую и говорим себе: «Подожди, вот это еще надо закончить» или «Сейчас, вот это еще осталось, и покаюсь… и тогда, Господи, пойду прямо к Тебе и никуда сворачивать не буду». А бесам только того и надо, чтобы мы откладывали покаяние на завтра, на послезавтра… А святые говорят: «Иди сегодня, иди вперед, за Господом!»

Над радостью духовной надо трудиться

Изо всех сил надо хранить душевный мир. Человек должен трудиться, чтобы всегда пребывать в радости духа. А бесы хотят, чтобы мы все время были печальны.

ДУХОВНОМУ РОСТУ НЕТ ПРЕДЕЛА

Эта и три последующие главы являются фрагментами бесед старца Фаддея с психологом В. Еротичем с 1978 по 1994 год. (Прим. изд.)

Болезни — Божий призыв к покаянию[19]

Мы много говорили о болезнях, о раке особенно. Этим летом старец был в курортном месте Пролом, близ Куршумлии, где несколько человек вылечились от рака. Старец рассказывал об одном пациенте, у которого был рак носа в запущенной стадии; спустя несколько месяцев, проведенных там, от рака остался лишь небольшой шрам.

Конечно, необходимо верить в целебность воды, в этом действительно нет причин сомневаться. Но важнее всего, как больной принимает известие о своей болезни. Очень важно, чтобы болезнь была принята им спокойно; если он не боится и не беспокоится, опухоль будет расти медленно, если вообще будет расти, в то время как страх и волнение ускоряют ее рост. Если же он спросит себя о глубинном смысле возникновения своей болезни, то встанет на лучший путь — возможного излечения и, что важнее всего, исправления исказившегося пути своей прежней жизни.

Я вспомнил недавно прочитанный мной доклад японских врачей, который они подготовили для Мирового конгресса врачей–психосоматиков в Риме. Они опубликовали историю болезни десяти больных раком, преимущественно в запущенной стадии, которые, кроме двух из них, без какого‑либо врачебного вмешательства излечились. Большинство из них были религиозными людьми и восприняли свою болезнь спокойно, увидев в ней призыв к исправлению прежней жизни.

Отец Фаддей говорит, что самая тяжелая болезнь, к которой склонны все люди, — прелесть, и телесные болезни служат человеку предостережением. Человек противится болезни, он склонен к ропоту и отказу видеть в ней смысл, но все‑таки здоровый человек, полностью здоровый человек, быстрее теряет связь с Богом, чем больной.