Мир и радость в Духе Святом

Духовному росту нет предела

Другой частой темой наших бесед было человеческое стремление к Богу и духовному росту.

Нет никакого сна до Страшного Суда, как говорят некоторые сектанты. Как дух может спать? Он постоянно бодрствует и действует. Наше тело не успевает за духом, поэтому ему необходим сон, во время которого тело известным образом отделяется от духа и предается сну и восстановлению. Во время сна дух пребывает в своем мире, там он может соприкасаться с духовными мирами, с душами умерших. Утром человек редко помнит, что он видел, но во сне, словно в кино, показывается то, чем занята душа человека днем.

Богу трудно нам явиться, потому что человек — словно разбитое зеркало, в котором духовные послания преломляются фрагментарно и всегда по–разному, каждый принимает столько, сколько позволяет ему его зеркало, с которым он приходит в мир. Христос пришел на землю, чтобы наше зеркало вновь стало целым и ясным и отражало Бога.

Конечно, не все могут воспринять и принять в себя Бога. Наше теперешнее тело не способно выдержать Свет. В этом возможная причина того, что святые, которые всю жизнь боролись с искушениями и победили их, получив после этого просветление, довольно быстро уходили в иной мир. Велика их радость там, ибо общаются с другими подобными им душами и воспевают Бога и при этом сохраняют свою личность. Ум, воля и сердце святых людей собраны воедино, в то время как у остальных они разъединены, и отсюда многие несчастья в человеческой жизни. Внутренний свет в духовных людях, который поднимается из сердца и наполняет всего человека, — это любовь. Только любовью человек может приблизиться к Богу, Который Сам есть Любовь. Духовный рост человека и приближение его к Богу бесконечны, ибо Бог не только непостижим, но и недостижим. Однако в любви мы ближе всего к Богу. В Евангелии сказано: «В доме Отца Моего обителей много». В зависимости от степени духовного роста здесь на земле, после смерти мы получаем обитель и родственную душу, с которыми будем жить дальше. Не все равно, кто чего хотел и за что боролся на земле. Духовный человек борется за духовное, за вход на Небо, а телесный — за земное, тленное. На первый взгляд кажется, что разница между тем, кто верил в идею справедливости на земле, за нее боролся, и даже отдал жизнь, и тем, кто верил в Небо и Небесную правду, которая никогда не осуществляется здесь на земле, небольшая. Но все‑таки разница велика, и поэтому наряду с видимой верой, благородством и жертвой того, кто ищет земной правды, следствие его заблуждения продолжается и после его смерти. Родственная душа нужна и там и здесь, поэтому, когда найдете родную душу здесь, останьтесь с ней, потому что дружить с единомышленником — большая радость.

На мое замечание, что монахи в одном крупном монастыре не очень дружны между собой, отец Фаддей улыбнулся и ответил, что это действительно так, но это потому, что они лишь внешне единомышленники.

Большинство и в монастыре сохраняют свои привычки, эгоистические дели и желания. Поэтому многие святые покидали монастыри и искали уединения.

Я спросил: «Что правильно — уйти или остаться в монастыре?»

Это хотели знать и они, и получили из духового мира ответ, что оба пути правильны, когда есть дух любви.

Проклятый вопрос

Однажды я шел с отцом Фаддеем от монастыря Туман к скиту преподобного старца Зосимы Синаита, который, согласно преданию, подвизался здесь в XIV веке. По дороге мы говорили на разные темы. Поняв, что меня мучает «проклятый вопрос» о происхождении зла, почему страдают праведники, а грешники живут в свое удовольствие и подобное, отец Фаддей сказал, что человеческий ум не может принять и понять то, что его превосходит. Если же все‑таки может понять нечто «потустороннее», то только когда смирится. При этом отец Фаддей сослался на слова Господа в Евангелии от Иоанна, обращенные к Никодиму, смысл которых таков: «Если не понимаешь земных вещей, как поймешь Небесные?»

Человек должен достичь святости, чтобы ему что‑то открылось.

Так, например, святому Нилу Мироточивому, который жил в XVII веке, открылось, что антихрист родится в еврейском народе, неестественным образом. Далее он предсказал, что его изображение предстанет перед всеми народами в виде говорящего изображения (что похоже на изображение на экране телевизора), он будет кроток, как ягненок, и соблазнит многих, пока не обретет власть. Предрек и то, что кардиналы восстанут против папы, монашество исчезнет, потому что и оно повредится. Признаки склонности монахов к материализму святой Нил почувствовал уже в то время — желание иметь собственное имущество, взаимная критика братьев, в то время как известно доброе монашеское правило: что бы ни сделал твой брат–монах, не обращай внимания, не твое дело предостерегать или укорять его.

Кризис монашества