Мир и радость в Духе Святом

Святой Иоанн Златоуст учит, что источник зла в нас самих, а поэтому и дьявол преуспевает. Когда мы храним ум в трезвости, а сердце — в крепкой вере, дьявол не может нам навредить. Он реагирует на наши собственные злые помыслы; если мы завистливы, гневливы, ненавидим кого‑то, мы сами открываем дьяволу окно своей души. Он подпитывает эти наши грехи, и тогда нам бывает очень трудно от них освободиться, мы погрязаем в грехе, грех становится нашей второй природой, и тогда только Господь может нас спасти от нас самих и от дьявола.

В природе все таинственно

В природе все таинственно. От растения до птицы и, в конечном счете, до человека, ибо повсюду Господь. Он лишь немного приоткрывает завесу тайны тому, кто Его истинно любит, а это, как правило, человек с чистым сердцем. Бог и Его энергия непостижимы, и человек носит в себе эту энергию и, когда эти энергии — Бога и человека придут в согласие, какой наступает рай уже здесь, на земле, какая всеобъемлющая любовь!

Только любовь и кротость спасают человека и весь мир

Никогда ничего нельзя было добиться силой. Насилие вызывает только протест и ненависть. Разве не так? И в семье, и в обществе, и в государстве! Старец Амвросий, у которого я был в послушании в монастыре Мильково, был необыкновенно мягким, никогда никого не наказывал. А среди нас, монахов, в основном русских, были всякие, был один, который часто пропадал из монастыря, пил неделю и снова приходил — даже его не наказывал.

Русский народ сохранил веру

В русском православии есть что‑то чересчур броское, скажем, басы в церкви, ну и хоры, не всегда в них была духовность. В высших кругах царской России православие все больше приобретало внешний блеск. Сегодня русское православие стало глубже, в нем больше внутреннего, чем внешнего. Русский народ сохранил веру. Правда, и сейчас на Литургии пение бывает слишком театральным, но народ не обращает на это внимание и молится. Простой народ сохранил веру.

На зло нельзя и не должно отвечать злом

Мы вспоминали о недавней войне между хорватами и сербами, убийстве невинных людей стой и другой стороны. Отец Фаддей говорил, что продолжительное открытое или завуалированное подстрекание ненависти одного народа другим больше напоминало открытый призыв сербам мстить за усташеские преступления периода Второй мировой войны. Зная свою вину, многие хорваты боялись мести, вооружались и готовились не столько к защите, сколько к нападению. Такая реакция характерна для тех, кто виноват и испуган; но все‑таки все развивается по Промыслу Божию.

Невинные жертвы — семя покаяния и очищенной жизни для тех, кто останется. Урок таких страшных событий всегда в одном: на зло нельзя и не должно отвечать злом. Последствия всегда непредсказуемы; даже одна недобрая мысль человека вредит ему и его окружающим. Если мы не ответим на зло добром, мы оскорбляем и опечаливаем Христа.

Затем старец, рассказал мне свой сон: в храме он прикладывался к иконам и перед иконой появился Сам Христос в слезах. На вопрос, почему Он плачет, Господь ответил: «Из- за людей, которые на зло отвечают злом».

ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО

Беседы в монастыре Витовница. 1994 год. (Прим. изд.)

Старцу Фаддею восемьдесят лет; вот уже семнадцать лет я приезжаю к нему в монастырь для молитвы и разговора. Когда я вижу старца, идущего мне навстречу, мне кажется, что с момента нашей первой встречи в монастыре Туман он не изменился. Поцелуй в лоб, приветливая улыбка, освобождающая человека от всего лишнего, мелкого, дурного.