Мир и радость в Духе Святом

Души, которые упокоились в надежде на воскресение, ждут молитв святой Церкви и своих родных, чтобы Господь освободил их от уз тех адских качеств, от которых они не смогли освободиться на земле. Это «среднее состояние» западная церковь называет «чистилищем».

Позволительно ли говорить о Пресвятой Богородице как о Матери Церкви?

Если Пресвятая Богородица вознесена над всем творением и удостоена быть Матерью Создателя мира, а Церковь — Невеста Христа Спасителя, то Она является и Матерью Невесты Своего Сына, Святой Церкви.

Кто это — Яхве? Почему Он иногда так сурово наказывает («И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана. И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» (Чис. 15, 35—36), или «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45, 7))?

Яхве — имя Божие, которым в Ветхом Завете призывали Бога. Бог есть Абсолютное Добро, и в Нем нет никакого зла. Зло и страдание испытывают разумные существа, которые в своей гордости, непослушании, зависти и зле отпали от благодати Божией и от полноты руководства Духа Святого, низвели себя до низкого мудрования, из‑за которого страдают. Зло — это злоупотребление добром разумными существами, которые создают вокруг себя хаос своими мыслями и желаниями. Наш народ мудро говорит: « Ты можешь делать, что хочешь и как хочешь, но не можешь, сколько хочешь» или «И доброе дело в недобрых руках становится злом».

Существует ли противоречие между словами псалма 138, где говориться: «Господи! Ты испытал меня и знаешь» и словами из послания апостола Иакова (1, 13) «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого…»?

Святой апостол верно говорит, что Бог никого не искушает, но попускает искушение, чтобы создание отрезвилось от зла и вернулось в объятия к своему Родителю, снова почувствовало радость жизни.

Какую позицию занимает христианство к ветхозаветной мысли «в чем застану, в том и сужду»? Если человек всю жизнь был добрым христианином, а в предсмертный час нет (например, из‑за тяжелых последствий болезни, интоксикации и т. д.), что тогда?

Только гордость и хула на Духа Святого перед смертью уводят душу и самого большого праведника в ад, так же как искреннее покаяние в смертный час и самого большого грешника ведет в рай. Смертельная болезнь меняет человека, делает его раздражительным, но без ропота и хулы тяжелых последствий для души нет.

Если на работе христианин часто конфликтуем с руководством, и, по его мнению, поступает так по объективным причинам, например, из‑за плохого характера начальника, что нужно делать?

Он постоянно должен знать, что он там находится по Божией воле и работает не ради начальства, а ради Бога. Когда он это уяснит, то работа пойдет мирно и без бунта, потому что это был бы бунт не против начальника, а против Бога.

Отец, Фаддей, Вы говорите, что нельзя идти в монастырь против воли родителей. Но Святой Иоанн Синайский в «Лествице» пишет, что лучше причинить боль родителям, чем Богу. Он нас создал, а родители часто губили своих любимых детей и предавали их вечному мучению.

Не следует идти в монастырь без благословения родителей, потому что непослушание создаст серьезное препятствие послушнику из‑за родительского гнева и скорби. Но это правило не распространяется на родителей–богоборцев. Совет святого Иоанна относится к таким родителям, это был период воинствующего ислама.

Батюшка, что Вы думаете о сербском народе, о православном сербском народе?