Опыт построения исповеди

Что же значит жить целомудренно?

Приснопамятный митрополит Московский Филарет так определил целомудренную жизнь: "Жить целомудренно, в точном значении сего слова, значит жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум, не оскверненный нечистыми мыслями, сердце, не зараженное нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами".

Может, кто подумает сейчас: "Что же это за безрадостная жизнь, если запрещаются удовольствия?" Отнюдь нет! Ни здравый смысл, ни вера Христова не запрещают нам невинных забав и увеселений, они даже необходимы, как приятный отдых от трудов.

Великий учитель веры и благочестия святитель Иоанн Златоуст так пишет о радостях и наслаждениях земных: "Если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы, слушай пение кузнечиков, посещай святые места; здесь ты найдешь и здравие для тела, и пользу для души, а вреда никакого, и не будешь раскаиваться после этого удовольствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют великую пользу. Ибо скажи мне, что может быть приятнее жены и детей для того, кто хочет жить целомудренно?"

Восьмая заповедь

Не укради

Это означает: не воруй.

Воровство, по-славянски "татьба" — тяжкий грех, лишающий недугующих им Царства Божия, Царства Небесного."…Ни лихоимцы, ни татие… ни хищницы Царствия Божия не наследят", — говорит Апостол Павел (1 Кор. б, 10). Очевидно, профессиональных воров, грабителей и жуликов среди нас, собравшихся сегодня, нет. Но ведь взять самую малость, тебе не принадлежащую, это уже воровство.

1. Вспомните, не соблазнились ли вы чем-нибудь, что, как говорится, плохо лежало. Мы совсем не считаем это грехом, а ведь это явное воровство. Да не приносили ли чего детям и не приучали ли их с детства, что с работы можно что-нибудь утащить, что это не воровство.

Господи, прости нас, грешных!

2. Не соблазнялись мы чем-либо в чужом саду, огороде или поле, частном или государственном, — это все тоже воровство.

Господи, прости нас, грешных!

3. Есть еще и такие рассуждения: "Я молиться еду Матери Божией, Она меня бесплатно провезет!" Одумайтесь и кайтесь! Это все тоже воровство. Какое это богомолье будет? Раньше ходили пешком, а теперь не считают зазорным бесплатно проехать в транспорте.