Слова III. Духовная борьба

"...гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну"[93]

— Геронда, полезно ли записывать свои прегрешения, для того чтобы их не забыть до исповеди?

— Если мне действительно больно за совершенный мною грех, то я не могу его забыть. Меня обличает моя совесть. Моя душа болит, и я постоянно помню про совершенный грех. Все время между совершением греха и исповедью грех продолжает "работать" во мне, он уязвляет мое сердце и обличает меня. То есть я страдаю, однако в соответствии с этим страданием поучаю воздаяние от Бога. Однако если, совершив какой-то грех, я о нем совсем не думаю, то это значит, то мой грех меня совсем не уязвляет. Я забываю его и остаюсь неисправленным. Поэтому некоторые люди услышав, как им делают замечания за какой-то проступок, смеются — как будто все это пустяки. В этом есть бесстыдство, равнодушие. Так относиться к своему греху — это совершенно по-сатанински. Помнишь, что говорил пророк Давид? "Беззако́ние мое́ а́з возвещу́ и попеку́ся о гресе́ мое́м"[94]. И еще: "Гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну". Несмотря на то что Бог простил покаявшегося Давида, он — от любочестия — испытывал внутреннюю боль и поэтому постоянно принимал божественное утешение.

А некоторые люди постоянно занимаются [духовной] "самодиагностикой", и это дело их засасывает. Они без конца скрупулезно записывают свои прегрешения — якобы для того, чтобы заниматься тонким духовным деланием, "раскладывают" эти прегрешения на составные части, заморочивают себе голову, но не исправляются. Тогда как если бы один за другим они замечали свои крупные недостатки и предприняли подвиг исправления себя, то недостатки малые тоже бы исчезли.

— Геронда, если человек не живет в покаянии и при этом славословит Бога, то приемлет ли Бог его славословие?

— Нет, как же Бог может принять подобное славословие? Прежде всего необходимо покаяние. Ведь если человек пребывает во грехе, то какая ему польза от того, что он скажет: "Сла́ва Тебе́, показа́вшему на́м све́т..."? В этом есть бесстыдство. Вот единственное славословие, которое подходит такому человеку: "Благодарю Тебя, Боже мой, за то, что Ты не низвергаешь молнию, чтобы меня попалить", потому что в славословии такого рода присутствует покаяние.

Вынужденное покаяние

— Геронда, авва Исаак пишет: "Всякое покаяние, совершаемое без произволения, не содержит в себе радости, а также не считается достойным воздаяния"[95]. Каким образом человек может каяться без своего произволения?

— Речь идет о человеке, который вынужден покаяться, потому что он пал в глазах других, однако смирения при этом не имеет. Я понимаю слова святого Исаака так.

— То есть бывает покаяние без нашего произволения?

— Да, бывает и вынужденное покаяние. Например, желая избежать неприятных для меня последствий, я прошу, чтобы ты простила меня за то зло, которое я тебе сделал, однако внутренне при этом не меняюсь. Человек, изощрившийся в лукавстве, делает вид, что покаялся, он ведет себя с лукавством, с притворной добротой кладет людям поклоны, просит у них прощения, для того чтобы ввести их в заблуждение. Однако и когда грешник идет к духовнику, чтобы рассказать ему о своих грехах, потому что боится попасть в адскую муку, — это тоже не покаяние. То есть для такого человека задача не в том, как бы покаяться, а в том, как бы не попасть в адскую муку! Настоящее покаяние — осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого поисповедоваться. Таким образом к человеку придет божественное утешение. Поэтому я всегда рекомендую людям покаяние и исповедь. Одну только исповедь я не рекомендую никогда.

Смотри: ведь когда начинается землетрясение, то видно, что те, у кого есть доброе произволение, приходят в сильное волнение, каются и изменяют свою жизнь. Другие же — большинство — на какое-то мгновение приходят в чувство, однако, когда опасность минует, они снова возвращаются к своей прежней жизни. Поэтому, когда один человек рассказал мне, что в их городе произошло сильное землетрясение, я спросил его: "Так значит, вас колыхнуло крепко? Однако разбудило ли вас это землетрясение?" — "Разбудило, разбудило!" — ответил он. "Разбудить-то разбудило, — заметил я, — однако вы снова уснете".

Покаяние приносит человеку божественное утешение

— Геронда, что такое божественное утешение?