Слова III. Духовная борьба

Однажды ко мне в каливу пришел один бесноватый, который называл себя богом. Он пришел ко мне со своим отцом. Этот бесноватый ходил к одному духовнику, живущему не на Святой Афонской Горе, и тот, испугавшись, что диавол может на него наброситься, сказал одержимому: "Ну что же, тогда меня благословляй!" Что ты тут скажешь? Ладно, лучше оставить это... И вот потом этот одержимый стал говорить своему отцу: "Вот увидишь, и отец Паисий тоже согласится с тем, что я бог". И так он поспорил с отцом на все деньги, которые у него были при себе, что я приму его как бога. Но только я начал молиться по четкам, бесноватый вскочил как ужаленный. "Что ты делаешь этой своей бурчалкой? — закричал он. — Я совершил все грехи, какие бывают! Я совершил и такой-то грех, и такой-то... Я имею в себе диавола. Я стал богом. Ты должен согласиться с тем, что я бог. А ты, такой-сякой, не сделал ничего! Ты только постоянно бурчишь этой своей бурчалкой!" Знаете, какие мерзости он говорил? Я пришел в гнев. "А ну-ка, пошел отсюда, пропащий человек!" — прикрикнул я на него. Я ему задал взбучку! Тут он совсем взбесился, стал подобен зверю. Вытащил из кармана деньги и швырнул их отцу. "Бери, — говорит, — свой выигрыш, я проспорил".

Бесноватый реагирует на любую святыню

— Геронда, а как можно понять, что с человеком: беснование или душевное заболевание?

— Это может понять даже простой благоговейный врач. Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест. Однажды я пришел на всенощное бдение в один святогорский монастырь. Братия монастыря сказали мне, что у них есть помысл о том, что один из пришедших в монастырь паломников одержим нечистым духом. Я сел в стасидию рядом с этим человеком и дотронулся до него своим крестом, в который вставлена частица Честнаго Древа Креста Господня. Одержимый затрясся, вскочил и ушел в дальний угол храма. Когда народ после бдения разошелся, я аккуратно, по-доброму, пытался с ним заговорить. Но снова повторилось то же самое. И я понял, что этот человек действительно одержим.

Иногда ко мне в каливу привозят детей и говорят, что они одержимы бесом. Иногда, для того чтобы понять, действительно ли это так, я беру частицу мощей святого Арсения Каппадокийского и зажимаю ее в ладони. И вы бы только видели: обе мои руки сжаты, однако, если ребенок одержим нечистым духом, он в страхе глядит на ту руку, в которой скрыта частица святых мощей. А вот если у ребенка нет никакого беснования, но он просто страдает какой-то, к примеру, болезнью мозга, то он совсем не реагирует на мощи, не противится им. А иногда я даю детям воду, в которую предварительно погружаю частицу святых мощей. Но если в детях бес, то они эту воду не пьют — убегают. Однажды ко мне принесли одного бесноватого малыша. Сначала я как следует накормил его сладостями, чтобы распалить его жажду, а потом принес водички от святых мощей. "Нашему Янакису, — сказал я, — я дам попить водичку повкусней, чем другим". Отпив чуть-чуть этой воды, малыш начал кричать: "Эта вода меня жжет, что в ней?" — "Ничего в ней нет", — ответил я. "Что ты со мной делаешь? Она меня жжет!" — кричал несчастный малыш. "Она не тебя жжет, — сказал я, — она жжет кое-кого другого". Я начал крестить голову малыша, и его затрясло, он впал в кризис беснования. Бес, находившийся в малыше, скрутил его тело.

А помните того студента, который много лет назад приходил сюда, в монастырь? "Во мне живет бес, — говорил он мне, — и он очень мучает меня. Я страшно страдаю от этого беса, потому что помимо всего он вынуждает меня говорить разные гадости. Я дошел до отчаяния. Я чувствую, как он сдавливает меня изнутри, зажимает меня то здесь, то там", — и несчастный юноша показывал на свой живот, на грудь, на ребра, на руки. Этот несчастный был очень чувствителен. Поэтому, для того чтобы его не ранить и утешить, я сказал: "Слушай-ка, да нет в тебе никакого беса. То, что происходит с тобой, — это внешнее бесовское воздействие". Когда мы зашли с ним в храм, я попросил находившихся там сестер молиться за несчастное Божие создание. А сам зашел в алтарь, взял частицу мощей Святого Арсения, вышел из алтаря, приблизился к несчастному и снова спросил его: "Так в каком месте давит и мучает тебя бес? Как ты сам думаешь, где он сидит?" Тут он показал мне на свои бока. "Где? Здесь?" — спросил я его и прикоснулся к нему святыми мощами. Ух, как же он тут завыл! "Ты меня обжег, ты меня обжег! Я не уйду, не уйду!" Он кричал, сквернословил, произносил разные мерзости. Тогда я начал творить про себя Иисусову молитву: "Господи, Иисусе Христе, Господи Иисусе Христе, изгони нечистого духа из Твоего создания". Молясь, я крестил несчастного святыми мощами. Это продолжалось около двадцати минут. Потом бес начал его трясти, повалил наземь, и несчастный стал кататься по полу. Его костюм от пыли стал похож на половую тряпку. Мы поставили несчастного на ноги. Он трясся всем телом и резко, судорожно дергался. Для того чтобы устоять на ногах, он держался за иконостас. Его руки покрылись холодной испариной — как роса на утренней траве. Вскоре бес вышел из него и несчастный успокоился. Он освободился от нечистого духа и сейчас жив, здоров и чувствует себя прекрасно.

Не придавайте значения словам бесноватого человека

— Геронда, на что нужно обращать внимание, беседуя с бесноватым?

— Нужно творить Иисусову молитву и вести себя с таким человеком по-доброму.

— Геронда, а помнят ли бесноватые то, что они говорили в припадке беснования?

— Что помнят, что не помнят. Мы не знаем, как действует Бог. Иногда Он попускает несчастным помнить то, что они сказали в припадке одержимости, для того чтобы они смирились и покаялись.

Если бесноватый что-то просит, то нелегко понять, в каком случае он просит это, находясь под действием диавола, а в каком случае сам — как человек — испытывает в этом нужду. Однажды я повстречался с одной бесноватой девушкой. Она начиталась книг Казандзакиса[109] и верила тем богохульствам, которые были в этих книгах. В результате всего этого ею овладел нечистый дух. Когда мы с ней разговаривали, с ней внезапно случился бесовский припадок и она начала кричать страшным голосом: "Я горю, я горю!" Родные держали ее, чтобы я мог ее перекрестить. Потом она закричала: "Воды, воды!" — "Принесите воды", — попросил я ее родных. "Нет, нет! — ответили они. — Один человек сказал нам, чтобы мы не слушались диавола". — "Сейчас, — сказал я, — несчастная хочет пить. Принесите воды". Мне было понятно, когда жжение, которое она испытывала, происходило от диавола, а когда — оттого, что она испытывала жажду. Несчастная выпила два стакана воды. "Во мне, — говорила она потом, — словно горящие угли, такое я чувствую жжение. Даже если бы я выпила целое ведро воды, то все равно пламя, которое я чувствовала в себе, не погасло бы". Так ее жгло!

— Геронда, а если бесноватый кричит, то как можно понять, в каком случае его устами говорит диавол, в каком случае говорит он сам — как человек?

— Когда говорит диавол, губы бесноватого движутся неестественно. Они шевелятся механически. А когда бесноватый говорит как человек, его губы шевелятся естественно. Если над бесноватым читают заклинательную молитву и он кричит, это может происходить оттого, что мучается сам человек и, к примеру, говорит диаволу: "Уходи, почему ты не уходишь?" А в другом случае сам диавол поносит человека или священника, который его отчитывает. Бывает, что диавол хулит Христа, Пресвятую Богородицу и святых. Иногда диавол говорит ложь, а иногда сила имени Христова вынуждает его сказать правду. Бывают случаи, когда бесноватый выкрикивает что-то из прочитанных им духовных книг и тому подобное. Что тут сказать? Все это очень запутано. Поэтому, беседуя с одержимым человеком, будьте очень внимательны. Не придавайте значения его словам. К примеру, он может сказать: "Ты меня жжешь". Если ты правда его жжешь и, согласившись с этим, скажешь: "Я его жгу", то все — ты [духовно] погорела. Если же ты поверила в то, что жжешь диавола, тогда как на самом деле ничего подобного не происходит, то ты погорела дважды. Или, например, бесноватый кричит: "Ах вы, гадкие бабы!" — а какой-то одной монахине может сказать: "А вот ты — чистая". Если эта монахиня поверит сказанным диаволом словам, то все, она пропала. Поэтому не надо проводить с диаволом экспериментов.