Слова IV. Семейная жизнь

Правильное отношение родителей к увечью своих детей

Есть такие матери, которые, узнав во время беременности, что ребёнок родится увечным или умственно отсталым, делают аборт и убивают своё дитя. Они не думают, что у этого ребёнка тоже есть душа. Многие отцы приходят и говорят мне: "Мой ребёнок будет ущербным? Почему Бог делает так? Я не могу этого вынести". Какое же бесстыдство по отношению к Богу несёт в себе такое отношение, какое упрямство, какой эгоизм! Такие люди, если Бог им поможет, станут ещё хуже. Однажды ко мне в каливу вместе с отцом пришел студент, который от помыслов повредился в рассудке. Этого юношу лечили электрошоком. Несчастный у себя в доме терпел немалые стеснения. Он отличался благоговением. Совершая земные поклоны, он бился головой о землю. "Может быть, Бог пожалеет землю, — говорил он, — и пожалеет меня, который её ударил". То есть он думал о том, что Бог, пожалев землю, которой стало больно от его удара, пожалеет и его! Это произвело на меня впечатление! Себя этот юноша считал недостойным. Когда ему становилось хуже, он приезжал на Святую Гору. Я приводил в порядок его помыслы, один-два месяца он жил более-менее хорошо, и потом всё начиналось сначала. Его отец не хотел, чтобы их знакомые видели его ребёнка, потому что это задевало его самолюбие. Он страдал от своего собственного эгоизма. "Мой сын компрометирует меня в глазах людей", — заявил он мне. Услышав это, сын сказал ему: "Слушай, лучше смирись! Вот я — псих и веду себя естественно! Ты что, хочешь загнать меня в тесные рамки приличий? Знай, что у тебя ребёнок псих, и веди себя естественно. Ты что, один имеешь ребёнка психа?" — "Вот это да! — подумал я. — Кто же из них двоих сумасшедший?"

Видите, до чего нередко доводит эгоизм? Отец может даже пожелать гибели своего ребёнка! Когда я жил в миру, то был знаком с одним умственно отсталым ребёнком. Родители, идя в гости, не брали его с собой, чтобы им не было из-за него стыдно! И надо мной смеялись, потому что я с этим ребёнком разговаривал. Однако этот ребёнок занимал в моём сердце место лучшее, чем те, кто над ним смеялся.

Глава четвертая. О духовных законах

Как действуют духовные законы

— Геронда, какие законы называются духовными?

— Я тебе объясню. Подобно тому как существуют законы природы, так и в жизни духовной существуют законы духовные. Предположим, человек бросает вверх тяжёлый предмет. Чем с большей силой и чем выше он его подбросит, тем с большей силой предмет упадёт вниз и разобьётся. Это природный естественный закон. А в жизни духовной, чем выше человек поднимается от своей гордости, тем сильнее будет его духовное падение, и в соответствии с высотой своей гордыни он разобьётся [духовно]. Ведь гордец поднимается вверх до какого-то предела, а потом падает и терпит полную неудачу. "Вознося́йся смири́тся"[120]. Это закон духовный.

Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы "несердобольны" и человек не может их изменить. А вот законы духовные "сердобольны", и человек изменить их может. Потому что [в случае с духовными законами] он имеет дело со своим Творцом и Создателем — с Многомилостивым Богом. То есть быстро осознав, как "высоко" он залетел от своей гордости, человек скажет: "Боже мой, у меня нет ничего своего, и я ещё горжусь?! Прости меня!" — и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остаётся незаметным. Таким образом человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.

То же самое происходит и в случае с Евангельским законом: "Вси́ бо прие́мшие но́ж ноже́м поги́бнут"[121]. То есть если я ударю кого-то мечом, то по духовному закону я должен расплатиться за это тем, что мечом ударят меня самого. Однако если я осознаю свой грех, если меня "бьёт мечом" собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его любовь.

То есть в глубине судов Божиих — а Его суды это бездна — мы видим, что Бог "меняется" тогда, когда меняются люди. Если непослушный ребёнок берётся за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью ласкает и утешает его. Человек может изменить решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь зло? Бог даёт тебе по затылку - Говоришь "согреших"? Он подаёт тебе Свои благословения.

Благородные дети Бога

Некоторые люди покаялись в своём грехе, и Бог их простил. Духовные законы действовать прекратили, но, несмотря на это, люди своего греха не забывают. Они настоятельно просят у Бога быть наказанными за свой грех в сей жизни — чтобы за него расплатиться. И поскольку они на этом настаивают, Благий Бог исполняет их любочестные прошения. Однако в Своей Небесной сберегательной кассе, в Раю сберегает им мзду и те духовные проценты, которые по ней накапливаются. Такие люди — благородные дети Бога, Его самые любочестные дети.

В книге "Луг духовный"[122] рассказывается об Авве Пимене, который был пастухом. Однажды его посетил человек и попросил, чтобы Авва принял его на ночлег в своей келье. Не имея особого места для гостей, Авва поместил посетителя там, где проводил ночи, а сам пошёл ночевать в одну из пещер. Утром, когда он возвратился в келью, посетитель спросил его: "Как ты провёл ночь, Авва, не замёрз ли ты?" — "Нет, — ответил Авва Пимен, — я провел ночь хорошо. Я залез в одну пещеру и увидел в ней спящего льва Я тоже прилёг и спиной прислонился к его гриве. От львиного дыхания в пещере было жарко, как в печке, и я не замёрз". — "Ты не испугался, что лев тебя съест?" — "Нет, — ответил Авва, — не испугался, но знай, что меня сожрут дикие звери". — "Откуда ты это знаешь?" — "В миру я был пастухом, — ответил Авва. — Однажды я пас свое стадо, и мои псы растерзали одного человека, который проходил мимо. Я мог спасти этого человека, но проявил равнодушие. С того времени я постоянно прошу Бога, чтобы меня сожрали дикие звери. И я верю, что Бог окажет мне эту милость". Действительно, этого Авву сожрали звери. Однако в жизни иной такие люди будут находиться в самом избранном месте.