Слова IV. Семейная жизнь

— Геронда, в комментариях к одной святоотеческой книге я читала, что когда человек совершает грех, он должен быть наказан, для того чтобы расплатиться за соделанное им зло.

— Нет, это не так. Если человек кается, то он не наказывается: его милует Христос. К комментариям святоотеческих текстов надо быть очень внимательным, потому что какой-нибудь "комментатор" может быть неплохим человеком, но его толкования могут быть неправильными. Если ты не уверен, что составитель комментариев толкует всё правильно, то лучше читать только святоотеческий текст. Мне один человек сказал, что Пророка Исайю распилили деревянной пилой[123], потому что он должен был быть распилен за грехи людей. Тогда как на самом деле Пророк сам просил Бога, чтобы его распилили за грехи народа, и эта великая любовь Пророка к людям приклонила Бога на просимое. Но сколько раз провели пилой по телу Пророка, столько венцов и дал ему Бог. Для того чтобы понимать какие-то вещи, необходимо иметь определённые предпосылки, что-то знать. Вот Авва Пимен, о котором я рассказывал, мог бы понять Пророка Исаию, хотя с ними произошло не одно и то же, потому что в случае с Пророком Исайей присутствовала жертва за людей.

— Геронда, а в нашу эпоху встречаются подобные случаи?

— Да, конечно. Помню один случай, происшедший, когда я жил в монастыре Филофей. Один человек сжёг в печи турка, который зарезал его отца. Потом он покаялся, пришел на Святую Гору, стал монахом и с усердием принялся за исполнение монашеских подвигов. Однако денно и нощно он просил Бога, чтобы Тот попустил ему сгореть. Однажды в монастыре вспыхнул пожар. Я в то время был келарем. Я наполнил водой вёдра, другие ёмкости, и все мы побежали тушить пожар. А когда мы потушили пожар, то нашли этого монаха сгоревшим. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами... Что же произошло? Монаху, о котором идёт речь, исполнилось тогда восемьдесят пять лет. За ним ухаживал другой монах, тому было семьдесят пять. В тот день монах, ухаживавший за больным, желая хоть немножко облегчить его боль от ревматизма, натёр его ноги керосином и, укутав, уложил старика возле горящего очага. От каштановых дров выскочил горящий уголек. Он попал на ноги укутанного монаха, они загорелись, он сгорел сам, и в монастыре случился пожар. Я очень расстроился из-за происшедшего и не мог успокоиться! Потом духовник сказал мне: "Не расстраивайся. Он сам просил у Бога этого, чтобы загладить свой грех. Происшедшее было даром Божиим".

Духовные законы и любовь Божия

— Геронда, духовные законы всегда действуют сразу?

— Бывает по-всякому. Часто остается только удивляться! Кто-то, стоит ему чуть-чуть возгордиться, сразу же терпит полную неудачу, то есть духовный закон действует молниеносно. К примеру, монахиня моет стёкла и ей приходит гордый помысл о том, что она моет их лучше, чем другая сестра. Тут же она на что-то отвлекается [ — неудачное движение] — и стекло лопается. А в других случаях духовные законы действуют не сразу.

— Геронда, а когда духовные законы действуют сразу, что это значит?

— Это хороший признак. В таких случаях человек должен понять, что любовь Божия его покрывает, потому что он расплачивается за [каждую из своих ошибок] в отдельности, а не платит за всё вместе [впоследствии]. Однако, если по отношению к человеку духовные законы не действуют, это опасно. Это показывает, что человек — ребёнок, удалившийся от своего Отца — Бога, что он не живёт в Его доме. Есть люди, которые постоянно ведут себя с гордостью и с ними ничего не происходит Это значит, что их гордыня столь велика, что перестала быть человеческой. Она дошла до своей высшей степени — до бесовской гордыни, до [сатанинского] превозношения. Такой человек тоже падает, но уже с другой стороны вершины. Падает прямо в ад. Он падает люциферическим падением, но те, кто находится по эту сторону вершины, его падения не видят. То есть люди, о которых идёт речь, не попадают под действие духовного закона в жизни сей, но по отношению к ним действует апостольское изречение: "Лука́вии же челове́цы и чароде́е преуспе́ют на го́ршее, прельща́юще и прелъща́еми"[124].

— Геронда, а может ли творение человеческих рук портиться от того, что им любуется тот, кто его создал?

— Да, потому что вступают в действие духовные законы. Бог забирает от кого-то Свою Благодать и человек портит эту вещь, произведение искусства или тому подобное. Это происходит для того, чтобы пришел в чувство и разумение тот, кто возгордился творением собственных рук.

— Геронда, то есть если кто-то портит нечто, сделанное другим, это значит, что вступили в действие духовные законы?

— Да, конечно.

— А разве не может быть такого, что человек портит что-то просто по неаккуратности или неумению?