Молитва господня

– Не знаю, батюшка, – сказал я, – удостоит ли меня Господь навсегда запомнить так живо и явственно, как теперь чувствую милость Божию.

– А я мню, – ответил мне о. Серафим, – что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей: благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему и не предварила бы так скоро послушать убогого Серафима, тем более что и не для вас одних дано вам разуметь это, а – через вас – для целого мира, чтобы вы, сами утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными”.

На этом мы и окончим выписки из “Откровения о цели христианской жизни” преподобного Серафима Саровского.

Как видим отсюда, Царствие Божие, или Благодать Духа Святого, одно и то же. И можно сказать теперь, что Царствие Божие – есть Благодатное Царство (а не земное). Об этом Царстве мы и молимся во втором прошении Молитвы Господней. Воистину, оно есть “не от мира сего”, а от Бога. Но хотя Царство Божие, по существу своему, “не от мира сего”, однако все мы живём в сем земном царстве. И все дни нашей жизни мы должны посвящать исканию благодатного Царства. Это выяснено преподобным Серафимом в его чудной беседе о цели христианской жизни: всё земное есть лишь средство для основной христианской цели. Потому мы обязаны упражнять все свои силы для исполнения не только личных подвигов (молитвы, постов, милостыни и пр.), но и для исполнения обязанностей государственных, общественных, семейных и т.д., как говорит апостол Павел: “Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию” (1 Кор. 10, 31); все мы должны обращать в стяжание благодати Духа Святого, в возрастание во Христе, в приобретение Царства Божия, в приготовление к Царству Божию, к Царству Небесному. Но оно – как мы видели -начинается ещё здесь.

Второе прошение: “Да приидет...”

(продолжение)

Теперь нужно нам остановиться на словах: “Да приидет”.

В Молитве Господней Царство Божие представляется не пришедшим уже, а желательным, просимым, будущим. Что это значит? [Значит ли это, что оно] не пришло ещё ко мне лично [или] не явилось вообще в мир, и мы молимся, чтобы Царствие Божие пришло теперь к людям?

Это не относится к пришествию в мир и Самого Господа Иисуса Христа. "..." Сам Он, вслед за Иоанном Крестителем, говорил лишь: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3, 2; 4, 17), а не пришло уже. И у евангелиста Марка говорится: “Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1, 14—15). То же и у евангелиста Луки (Лк. 10, 9—II).

Что же означает это слово “приблизилось”? Следовательно, оно ещё не пришло, не наступило ещё, -даже и с пришествием Господа Иисуса Христа. Даже и по Воскресении Своём Он ещё, в продолжение 40 дней являясь ученикам, говорил им “о Царствии Божием”. И ученики ещё не могли отрешиться от земных, общежитейских воззрений и спрашивали Господа: “Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” (Деян. 1, 6). В ответ на это Он сказал им ясно: “Вы примете силу, когда найдет на вас Дух Святый” (Деян. 1, 8). И это произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святой в виде огненных языков, и они “начали говорить на иных языках” (Деян. 2, 3—4). О Нём Господь предсказывал и раньше, в праздник кущей (Ин. 7, 2), говоря: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (см. Ис. 12, 3; Поил. 3, 18). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен” (Ин. 7, 37—39).

Святитель Иоанн Златоуст называет славою крест. И даже объясняет это: “Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу, а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но – друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас Жертве, разрушиться вражде во плоти, и нам соделаться друзьями Божиими, и тогда уже получить этот дар” (т. 8, с. 336).

Итак ясно: Царство Божие, Дух Святой, благодать Божия ещё не были при жизни Господа Иисуса Христа, они только “приблизились” тогда. А пришли к людям – после “Жертвы” за нас на кресте Господа Иисуса Христа, примирившего этим нас с Богом (Рим. 5, 10; 2 Кор. 5, 18—20; Еф. 2, 16; Кол. 1, 20). И потому Христос Господь пророчески праотцем Иаковом наименован “Примирителем” (Быт. 49, 10).

Но в этом прошении [Молитвы Господней] можно видеть не только общее, для всех, пришествие Святого Духа, или Царствия Божия, но и отдельное, на каждого человека, снисхождение Его. Это и происходит теперь в таинстве крещения, которым мы отрекаемся от царства диавола, и – по вере во Христа и благодатию Святого Духа – входим в Царство Пресвятой Троицы, во имя Которой и крещаемся: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

Потом, когда согрешаем, возвращаем благодать Духа, через покаяние, которое именуется “вторым крещением”.