Нам оставлено покаяние

Как образ Божий, как призванный быть чадом Божиим, причастником естества Божия – человек действительно есть великая ценность, дороже целого мира. Нужно бы сознавать это, благодарить за это Бога, вести себя соответственно этому, а на деле человек или не знает своего истинного величия, или в силу испорченности полагает свое "Я" в пустяках, ратует за мелкое самолюбие, тщеславится, гордится... и делается неприятным и для Бога, и для людей. Эта извращенность хуже других грехов и трудно исцеляется, т.к. касается самой глубины души человека, его основы, "Я". Смирение есть исправление этого извращения, вот почему оно так и ценится.

Это я приблизительно, не точно выражаю мысль. Тема слишком глубокая и трудная, и в нескольких фразах этого не выразишь. До конца жизни приходится каждому человеку бороться со своим ложным, падшим "Я". Самый успех в духовной жизни измеряется глубиной смирения. Вот почему надо как от руки Божией (так это и есть) принимать всякие унижения, оскорбления, обиды, даже падения – все содействующее подавлению нашего "Я", не с ропотом, а с благодарностью. Даже и при таком действовании до конца жизни человек не может вполне освободиться от тщеславия и высокоумия. Без смирения человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии. Вот почему и предсказано, что в последние времена, ввиду усилившейся гордости, люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты.

Благодари поэтому Бога за тройки и подобные случаи, благодари и орудия Промысла, тех, через кого Господь учит нас смирению. Кого любит Господь – наказует... Познавай на опыте истины христианства.

Духовная школа дает некоторые теоретические знания христианства. При этих знаниях, имея вполне заслуженное звание доктора богословия, можно совершенно не верить не только во Христа, но и бытие Божие отрицать. Только опыт, реальное общение со Христом дает живую, зрячую веру. Приобретается она многими скорбями, искушениями, падениями и восстаниями и прочее, приводящими сначала к смирению (разные есть степени смирения), а потом к духовным дарованиям. Проси у Бога мудрости обращать и грехопадения, и искушения на пользу себе, для роста духовного. А главное – надо всегда искать царствия Божия, чтобы найти...

У нас уже весна. Снег почти весь исчез. Тепло. От всей души сочувствуем тебе и всем прикованным к домам. Помоги вам Господи! У нас пока все здоровы. Праздник прошел хорошо. Да хранит тебя Господь и да ведет Своим путем в жизнь вечную. Не продавай Господа ни за малое, ни за великое. Лучше нищета Алексия человека Божия, чем богатства и вся слава мира сего! Сделай раз и навсегда выбор и держись своего пути, несмотря ни на что!!! Это письмо было написано, когда принесли твое. Напишу новое по затронутому вопросу.

Н. 7/IV–61 г.

Письмо 252

Мир тебе, ... !

Получили еще твое письмо. Ты пишешь: "Нужно объяснить, почему, вернее, чем вызвано расхождение в службе Греческой и нашей Церкви". Если ответить двумя словами, то расхождение зависит от того, что на долгое время прекратилось общение между Церквями. То же произошло, что и с разделившимся народом, говорившим одним языком. С течением времени изменяется язык в разных направлениях, и может статься, что перестанут понимать друг друга. Но это разве достаточное объяснение расхождения служб? Чтобы удовлетворительно объяснить, надо быть прекрасным знатоком истории греческого народа и его церковной истории, характера народа, психологии и проч., и проч.

То же и в отношении русского народа. Тогда это будет совершенно другая работа. Ты это выясни хорошенько. Может быть (даже наверное), есть работы на эту тему. Вероятно, надо очень кратко перечислить причины, повлиявшие на образование расхождений. Ты в свободное время поговори с Н. Н. основательно. Если не подойдет, то надо взять другую тему. Я бы посоветовал тему: "Путь к христианскому совершенству по произведениям еп. Игнатия Брянчанинова". Работа над ней дала бы тебе многое. А у Н.Н. – ничего.

Перо не пишет. Кончаю.

10/IV. Сегодня посылаем по почте карловарской соли для Д., две коробки. Скажи Д., что мы все очень сочувствуем ему. Будущее покажет смысл его дикой женитьбы и всего последующего. Господь и ошибки и преступления обращает нам на пользу по всемогуществу Своему и любви Своей. Мы – глупые дети, воображающие себя взрослыми, подражающие их делам. Смотреть на них взрослому смешно, иногда неприятно. Так и мы в очах Ангелов и святых, а может быть, и в очах Божиих.

У нас в разгаре весна. Снег только в кустах, куда ветер надул. Лес оживился. Вчера мы с д. К. дошли до второго ручья. Он разлился, как река. А через первый прошли с палками. Здоровье т.П. зависит в значительной степени от нее. Если соблюдает диету и не простужается, то чувствует себя терпимо. Уставала эти дни с уборкой и хождением в церковь. Я сдерживал их ретивость (можно ли сказать – ревность? – не знаю). Я чувствую себя хорошо. Ждем тебя. Хоть скорее кончали бы. Да хранит тебя Господь!