Нам оставлено покаяние
Любящий дедушка и прочие 9/V–62 г.
Письмо 255
Дорогой ... !
Получил твое второе письмо. Рады за твои успехи, только ты не переутомляйся. Мы все кряхтим понемногу. Я хожу лечить зубы. Сердце пошаливает, слабость. Еще больше теряется желание жить. Да и не было у меня этого желания никогда.
У нас были ежедневно дожди, холод. Сегодня нет дождя, солнце. Сейчас пришли из лесу. Сад готов зацвести. Очень много цветов будет на сливах. Вишня у земли распустилась. Нынче год золотой китайки. Мелба № ... лучше всех. Ежегодно дает урожай, и яблоки не хуже (даже лучше) коричных.
Будь здоров. Да хранит тебя Господь! Пиши обязательно о своих делах.
Н. 20/V–62 г.
Письмо 256
Дорогой ... , здравствуй!
Мы очень рады, что ты здоров и успешно сдаешь экзамены. Сад отцвел. Жалеем, что не было тебя. Третий день холод, сырость, дождики у нас. Дядька неисправим. Куда они собираются в поход? Ты едешь? Если тебе хочется, то поезжай. М., хотя предпочла бы не отпускать тебя, но, видно, и не очень против. Имей это в виду.
Когда у И. свадьба?
У нас новостей нет. Все относительно здоровы. У меня открылись кое-какие неполадки с сердцем. Могу тихонько "своим темпом" свободно дойти до Сеньково и обратно, но через десять шагов быстрых задыхаюсь и чувствую сильную боль в груди. Но это меня не беспокоит. Все амплитуды суживаются. Жизнь меня вовсе не интересует, да и надеюсь на милость Божию.
Не забудь купить бумаги для кандидатки.
Будь здоров. Ждем тебя очень.
Н. 2/VI–62 г.
Письмо 257
Здравствуй, ... !
Твое письмо получили. Как "отверг" всех "немцев" о. И.К.?
Что значит "слишком по-нравственному" звучит тема о значении заповедей? Можно искусственно как угодно изрезать весь Новый Завет. А дело-то в вере и в заповедях. Я бы сказал, что эта тема на злобу дня. Она может быть очень остро направлена против "немцев" и вообще всех протестантов. Но так же будет бить и католиков, потому что восточный отеческий взгляд признает переделку ветхого человека в нового, а не сатисфакцию за грехи механическую. Развей эти мысли В., и пусть так объяснит эту тему, кому следует, чтобы утвердили ее.
Если отклонят, то пусть он предложит такую тему: "Учение Нового Завета о ветхом и новом человеке".
Это будет та же тема, что и первая. Опять придется говорить об исполнении заповедей как свойствах нового человека. Преодоление ветхости происходит через веру и делание заповедей, умеренное преодоление спасает, а более глубокое – приводит к христианскому совершенству.
Что значит "вера спасительная" как противоположность "теоретической"? Без веры нельзя спастись. Ясно, что он (К.) должен был вполне убедительно показать необходимость и дел веры, то есть исполнения заповедей.
Аще хощеши спастися – исполни заповеди. Аще хощеши совершен быти... и проч. Это опять же тема В. Она чрезвычайно актуальна и для нас, так как большинство современных христиан не понимают значения исполнения заповедей Евангельских. Для них это – мораль, которую они отвергают за трудность или так приспособляют к своим страстям и похотям, и суете житейской, что от Евангельских заповедей ничего Христова не остается. Это хитрость диавола, погубляющего мнимых христиан. Двести лет назад Святитель Тихон Задонский писал (в келейных письмах): "Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство".
А теперь что осталось и на Западе, и у нас? Эти слова приводит (сто лет назад) еп. Игнатий Брянчанинов в письмах к брату своему и предсказывает, что монашество скоро будет уничтожено, а вслед за ним та же участь ожидает и Православие. Надо бы руководителям всячески подумать об этом и делать соответствующие выводы!
В семинарии и Академии должны не заниматься схоластикой, а действовать на сердце и волю, а не на разум и память только.