Нам оставлено покаяние
Мирские люди (новый термин, т.е. душевные и плотские) называют "духовным" имеющего сан священства или монашествующих, или всякого даже, кто немного начинает читать Псалтирь, ходить в церковь и читать духовные книги.
Из вышесказанного видно, насколько это ошибочно. Так же и многие книги называют духовными, если только в них говорится о духовных предметах.
Между тем духовных книг почти нет. Только Св. Писание и творения Св. Отцов духовны. На них-то и можно немножко понять опытно, что значит "духовный". Сравни писания Игнатия Брянчанинова и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница! Ты это хорошо ощущал.
Пир, о котором я говорил, усиленно готовится. Если начнется, то сразу, ни на что не глядя, приезжай сюда, чтобы вместе жить или умирать.
Мне действительно лучше, но иногда шалит сердце и бывают боли во всей груди...
Вот еще тексты, подтверждающие сказанное: Это люди душевные, не имущие духа (почему здесь слово "духа" с маленькой буквы?) (Иуда 1; 19).
Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иаков. 3, 15). Везде слово "душевный" в греческом тексте выражено "психикос".
Словом "психи" греки обозначали низшую часть души человека, общую с животными. Высшую же обычно выражают словом "ноос" или "нус", т.е. ум, разум.
В писаниях Св. Отцов очень много говорится о духовности, обожении человека, о том, что человек делается богом по благодати, также и о плотском и душевном состоянии.
Увы! Нет у душевных и плотских людей вкуса к чтению духовных книг. А если умом только читают, то остаются холодными и голодными, не понимают силы написанного и бросают чтение, обращаясь к докторам богословия, особенно протестантам.
Из моей писанины не делай вывода, будто я опытно познал духовность человека. Нет. Но ищущему Господь по неложному Своему слову, особенно в начале пути, дает несколько вкусить будущих благ, чтобы поощрить к дальнейшему исканию. Об этом говорят все.
Но мы, познав кое-что, "как псы, возвращаемся на свою блевотину" и теряем небесные блага. Остается, и то лишь у некоторых, тоска о потерянном рае, а дел и трудов для возвращения его нет.
Новый повод к сугубому плачу о своей греховности, об измене Богу делами...
Будь здоров. Да хранит тебя Господь от плотских дел и от дьявола. Приезжай. Ждем, рады всегда.
Твой знакомый. 25/X–62 г.
Письмо 261
... !
Твои письма получили. Кратко отвечу на некоторые места.
1. Л. надо оставить.
2. Откуда такая дикая мысль: "человек не может своими силами творить добро не потому, что находится в падении, а по самой природе, данной ему в творении".