Нам оставлено покаяние

Сие буди, буди со всеми нами. Аминь.

Простите, дорогой батюшка, что осмелился что-то написать. Господь да возбудит в сердце Вашем благодарность к Нему, величайшее благоговение и полную преданность в Его святую волю с готовностью все претерпеть из любви к Нему.

Поклон м. А., Е.Е. и всем окрест Вас находящимся.

Н. 20/V–1958 г.

Письмо 267

Дорогая Л.!

Получил от Вас письмо и был очень тронут словами Вашими: "Писать буду, ждать ответа не буду, а если получу когда, то буду чувствовать себя по-праздничному". Правда я никак не могу принять на себя, что мои письма могут сделать кому-либо праздничное настроение, но слова эти невольно принуждают хоть несколько слов написать Вам. Очень тронут и благодарен Вам за доверие. Но Вы ошибаетесь, что я всегда занят так, как Вы наблюдали. Это было потому, что были соответствующие дни. В другое время, я гораздо меньше занят и, увы! – в лености иждиваю дни свои. Скажу Вам, что меня ждет в будущем большое осуждение за то, что я кажусь людям лучше, чем есть на самом деле. Очевидно, есть какое-то лукавство или лицемерие во мне, может быть, несознательное (думаю, что сознательного нет), из-за чего многие считают меня лучше, чем я есть. Этого боялся даже ап. Павел. Простите!

На пути духовном есть момент, который описан кратко, но точно во втором томе Игнатия Брянчанинова, на стр. 373, Григорием Синаитом. Прочите это место и все объясняющее его выше и ниже. Я думаю, что человек, сам не переживший этого состояния, никогда не поймет самого главного в духовной жизни, никогда не приобретет сердечного сокрушения, плача, истинной молитвы. Поэтому, в какие одежды ни рядись, все будет только внешнее, а внутреннего изменения не будет, все будет только во внешнем человеке.

Этот момент очень заметен. Нужно, чтобы не только свои страсти, но и люди оскорбляли бы, и человек увидел бы, что его оскорбляют действительно за дело, что он никуда не годен и не может сам собою исправить себя; тогда-то и прибегнет искренне к Своему Спасителю, заплачет пред Ним, как блудница или блудный сын, и будет лежать в ногах Его, пока не услышит в сердце голоса: "Прощаются тебе грехи твои многие", иди, борись, терпи, изучай путь духовный, научись непрестанной молитве, плачь в сердце своем о том, чтобы не впасть в руки разбойников, и прочее. С этого момента человек мало будет обращать внимания на людские мнения, даже самых близких людей, мнением которых раньше очень дорожил. Он будет стараться лишь о том, чтобы Господь не осудил Его, не лишил его Своей милости, помощи, чтобы Ему единому угодить.

Простите, если найдете нужным, то я просил бы Вас прочесть это место в книге сообща, обсудить и принять к сведению. Еще скажу: нужно быть абсолютно искренним пред Господом, никогда не умалять, не оправдывать своих грехов, не искать им оправданий, наоборот, винить себя и говорить: "Вот такого-то дурного, никуда негодного пожалей, Господи, и спаси".

Будьте здоровы. Привет всем.

Н. 19/XII–46 г.