The human face of God. Sermon

Судьба человечества решается не на полях сражений. Она решается здесь, в этом гробе, где лежит тело Божественного Мертвеца. Именно Он принес воскресение миру, именно Он дал нам надежду на то, что и мы воскреснем, и все наши сродники и друзья, ближние и дальние, которых мы теряем, но которых обретем вновь.

Апостол Петр говорит в одном из посланий, что после Своей смерти Господь сошел во ад, чтобы там проповедать Евангелие тем людям, которые, не покаявшись, погибли в водах потопа: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:18–20).

Читая рассказ о потопе, многие задаются вопросом: как могло случиться, что Бог создал людей, а потом «раскаялся» в этом и погубил их? Буквальное понимание библейской истории в ее земной перспективе приводит именно к подобному вопрошанию, на которое в Ветхом Завете ответа нет. Но если мы рассмотрим этот рассказ в новозаветной перспективе, если мы увидим не только то, что происходило с людьми в земном плане, но и их последующую судьбу в вечности, мы поймем, что, хотя эти люди, не покаявшись, потонули в водах потопа, надежда на их спасение не погибла. Господь сошел во ад именно для того, чтобы им проповедовать. Мы не знаем, все ли они откликнулись на Его спасительный зов, все ли последовали за Христом, но знаем, что, сойдя в мрачные бездны ада, Он всем проповедовал, всех призвал ко спасению и перед всеми открыл врата рая.

Мы слышали вчера, слышим сегодня и будем слышать с особенной силой на пасхальной ночной службе, что Г осподь, сойдя во ад, разрушил его изнутри. Ад не вытерпел присутствия Бога, и «вереи вечные сокрушились», замки развалились, и ворота ада раскрылись для всех, кто пожелал последовать за Христом. Ад продолжает существовать для тех людей, которые добровольно и сознательно отвергают Христа Спасителя. И до тех пор, пока сохраняется злая воля человеческая, сохраняется и ад, который уготован для нас не Богом, но нашими собственными руками. А Господь злое дело рук человеческих разрушает — не насилием, не властью, не «мышцею высокою», но Своей смертью и Своим воскресением.

В Евангелии сказано, что, когда Г осподь умер, многие мертвецы вышли из гробов. А в богослужебных текстах мы слышим, что, сойдя во ад, Господь вывел оттуда Адама, Еву и всех содержавшихся там от начала веков, всех тех, кто отошел в мир иной до воскресения Христа. Но после Его воскресения путь к воскресению открыт для всякой плоти, и об этом говорит Церковь в одном из песнопений, которое мы слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Что означают эти слова? То, что смертью Христовой и воскресением Христовым аду подписан смертный приговор. Ад еще существует, но уже «не вечнует» над людьми, и всякий, кто следует за Христом, кто отвергает зло и становится на сторону добра, благодаря воскресению Христову избавлен от власти ада.

Сегодня, в Великую Субботу, предвкушая воскресение Христово, ожидая пасхальную ночь, в трепетном молчании предстоим мы гробу Иисусову — гробу, от которого воссияло спасение миру. И то, что мы испытываем сегодня, выражено в словах Херувимской песни: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллалуия, аллилуия».

Почему херувимы и серафимы закрывают лица свои? Почему предстоят они со страхом и трепетом? Потому что совершилась великая тайна — тайна, перед которой немеют человеческие уста, перед которой бессилен человеческий ум, тайна, которую не может выразить ни одно человеческое слово. «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе крепость разоривша, и Собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша». Господь всех освобождает от ада, Г осподь всякому человеку — не только праведнику, но и грешнику — открывает дверь в вечную жизнь.

Перед этой тайной ангелы закрывают лица свои. Перед ней будем предстоять и мы в молчании и благоговении, моля Бога о том, чтобы врата вечности раскрылись для нас и для ближних наших, уже умерших и еще живущих. Ибо всем нам предстоит не только сделаться полем, полным мертвых костей, но и воскреснуть со Христом, и для каждого из нас уготована «обитель» в Царствии Божием, где в непрестанном ликовании все от века святые предстоят лицу Божию.

1998

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Великая Суббота

«В Святую и Великую субботу мы празднуем боготелесное погребение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодаря которому наш род, будучи вызван из тления, перешел к Вечной жизни. Отныне ад бывает обманут и изумляется, ощущая мощную силу, ибо вскоре извергнет он Христа — мощный краеугольный камень — Которого он неправедно поглотил, а также тех, кого он несправедливо поместил во чреве, сделав соей пищей». Так говорится в синаксарии, поучении, которое содержится в «Триоди постной» на сегодняшний день, на день Великой субботы.

В Великую субботу мы вспоминаем погребение Г оспода и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Телом Своим Господь лежал во гробе, а душа Его сходила во ад. И об этом сошествии во ад Церковь говорит во многих своих песнопениях, в том числе и в тех, которые мы слышали вчера вечером за богослужением, и сегодня утром. «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим. Ты бо положься во гробе державне живоначальною дланью смерти ключи разверзл еси и проповедал еси от века тамо спящим избавление неложное быв, Спасе, мертвых первенец». Сегодня ад стонет и вопит: «Лучше было бы мне не принимать родившегося от Марии, ибо найдя на меня, Он разрушил мою державу, сокрушил медные врата, а души, которыми я прежде владел, Он как Бог воскресил». Сегодня ад стонет и вопит: «Разрушена моя власть, я принял мертвого как одного из умерших, но удержать Его никак не могу, и теряю вместе с Ним тех, над кем царствовал. Я от века содержал мертвецов, но вот, Он всех воскрешает». Сегодня ад стонет и вопит: «Поглощена моя держава, Пастырь распят и Адама воскресил. Всех, над кем царствовал, я лишился, и кого смог поглотить, всех извергнул.