Вступление в Церковь

Ипполит Римский, Апостольское Предание, XVI .23–24.

Апостольские Постановления, VIII, 32.

Иустин, Апология, 61 и 65. (Русск. пер. П.Преображенского, М, 1864, с.101 и 106.)

Учение двенадцати апостолов, VII.

Агапы (от греч. agape — любовь) — «вечери любви» в раннехристианской Церкви, совместные общинные трапезы, во время которых совершалась Евхаристия.

Ad. Smyrn., VIII.

Ibid.

De baptismo, XVII.

Апостольское Предание, XX.

О церковной иерархии, II. PG III, 393–396. (Русск. пер.: Писания св. Отцев и учителей церкви, СПб, с.34–36.

Апостольские Постановления, III, 11.( Русск. пер. с. 112.)

Holz. Die Taufgebete Hippolyts und andere Taufgebete der alien Kirche. — Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 1906.

Письмо LXXIII, 9. Ср. Тертуллиан, De baptismo, VII.

Оглашение, или катехуменат (от греч. katecheo — оглашать, устно наставлять, учить) — практика обучения истинам веры всех, готовящихся к крещению; существовала повсеместно в древней Церкви в II — V веках.

PL IV, 1445.

De baptismo, XIX. (Русск. пер.: СПб, 1847, ч,2, с.27.)

Ibid.

См. J.M.Vansleb. Histoire de l'Eglise d'Alexandrie. Paris, 1677, p.83.

Под пасхальными спорами имеется в виду различное истолкование в раннехристианской Церкви смысла празднования Пасхи и, соответственно, времени ее празднования, которое выявилось при обуждении этого вопроса папой Виктором (183–199) с представителями церквей Малой Азии. Для малоазийских христиан Пасха была воспоминанием страстей Христовых и поэтому праздновалась в день иудейской Пасхи 14 нисана; западные, греческие и египетские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 нисана в воспоминание воскресения Христа. Окончательное решение о праздновании воскресной Пасхи было принято на 1 Вселенском соборе в Никее (325).