Вступление в Церковь

Апостольское Предание, XX.

См. у Григория Нисского — PG 46, 577.

Клиники — от греч. kline–ложе, кровать; klineres — прикованный к ложу, больной.

Epist. 69.

Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 43. (Русск. пер.: с.357–358.)

Orat. XL PG 36, 360.

59–е правило Трулльского собора.

31–е правило того же собора.

12–ое правило Двукратного собора.

Возможно, что 58–ое правило Лаодикийского собора не имело в виду совершение Евхаристии в домовых церквах, которые в это время вряд ли существовали. Вероятно, в некоторых местах, особенно удаленных от больших центров, верные не имели еще специальных зданий для церковных собраний, а продолжали собираться в частных домах. Лаодикийский собор нашел это недопустимым и, запрещая совершение Евхаристии в домах, тем самым требовал устройства отдельных храмов. Если даже смысл этого правила таков, то последующее церковное сознание, которое совершенно забыло о первоначальной христианской практике, восприняло его как запрещение совершения Евхаристии в домовых церквах.

Иоанн Зонара — византийский канонист XII века, составитель комментариев на правила «апостолов», соборов и святых отцов.

Зонара, Толкование 59–го правила Трулльского собора.

Феодор Вальсамон — византийский канонист XII века, составитель комментария на канонический сборник Номоканон XIV титулов.

Вальсамон, Толкование того же правила.

Толкование 31–го правила Трулльского собора.

7–ое правило Феофила Александрийского.

Тертуллиан. De baptismo, XII.

Тертуллиан. О крещении, XVII. (Русск. пер.: СПб, 1857, с.23–24.)