Being as Communication
Максим Исповедник,"Мист.", 2, ПГ. 91. 669А.
694
Игнатий,"Магн."6,1; 3,1–2;"Тралл."3,1. Нет сомнений, что Игнатий имел в уме образ евхаристической общины, когда говорил об епископе как являющемся"типом"Бога или сидящего"на месте Бога".
695
Вот почему, Игнатий мог рассматривать поместную Церковь, объединенную вокруг епископа, как"тождественную всей или"кафолической"Церкви, объединенной во Христе ("Смирн."8). Слово"йsper", которое связывает в этом хорошо известном тексте поместную с"кафолической"Церковью, не подразумевает контраст, противопоставление, как считают многие ученые–богословы, а тождество этих двух Церквей, поместной и"кафолической". Игнатий не видит разницы между единством во Христе и единством в епископе. Таким образом,"Еф."5,1;"Магн."3,1–2; сравн."Наст. Полик.". Сравни главу IV выше.
696
Дидаскалия 9, изд. и перевод Р. Х. Конолли, 1929; стр.86 и дал. Для"Апост Устан."(II. ПГ. 1.668) епископ есть"Бог"на земле после Бога", пресвитеры — "тип", разновидность апостолов"и т. д.. Об этой типологии сравни Игнатий"Магн."6, 1 и предыдущее примечание.
697
Напр.,"Во II Кор.11, ПГ 61.477 понимание Златоустом священнослужения как осуществляемого"ўnt' aЩtoа (Христос) ka€ toа patroj"напоминает понимание Игнатия (прим. 59–61 выше). То, что это"ўnt€"вводит не расстояние, а тождество, объясняется самим Златоустом:"Сам Христос призывает, Сам Отец Христа через нас"(Там же, 478).
698
Об этом образе сравни С. Педерсон,"Израиль: его жизнь и культура", 1926; Х. Вилер Робинсон,"Еврейская концепция объединенной личности", 1936, стр.49 и далее; А. Р. Джонсон,"Один и многие в израильской концепции Бога", 1942, и Ж. де Фрейн,"Адам и…", 1959.
699
Сравни О. Кульман,"Христология Нового Завета", 1958, стр.63 и далее.
700
Евр.5,6; 8,4; 10,21; 2,17.
701
Это является очевидным в молитве посвящения епископа в"Апостольском Предании"Ипполита (гл.3, изд. Ботте, стр.8) как контраст посвящения священника (сравн. 7, там же, стр.20 и дал.), где не употребляется жертва евхаристии.
702
Пресвитер приобретает титул"священник"в источниках только после (первоначального) того, как единая, сконцентрированная вокруг епископа, евхаристическая община разделяется на более мелкие, сконцентрированные вокруг пресвитера единицы (приходы) в четвертом веке. Это показано в сравнительном изучении источников. Об этом смотри мою книгу"Единство…", стр.153–176.