Being as Communication

703

Идея, что епископ есть"образ Христа"существовала, по крайней мере, до четвертого века (сравн."Пс. Клим.", Гом.3,62). Сравни О. Перлер,"Епископ, представитель Христа… в"Епископат и вселенская Церковь"(изд. И. Конгар,"Упам Санктум"39, 1962), стр.31–66.

704

Сравни примечание 19 выше. Иллюстрацию этого необходимо искать в проблеме совместного служения. В отношении этого необходимо проводить тщательное различие между а) сослужением, что означает, что все саны делают одну и ту же вещь (это иллюстрируется, например, практикой совместного чтения евхаристического канона); и б) что каждый сан участвует в Евхаристии в своем собственном качестве, то есть, занимая свое собственное"место". Именно в смысле (б) подразумевается сослужение в нашем подходе в этом исследовании, а не в смысле (а), которое фактически очень противоречит (б) и представляет очень позднее развитие проблемы (тринадцатый век на Западе (?)) и до сих пор не признаваемое на Востоке. Сравни И. Хансенс"Об евхаристическом сослужении"в"Периодика"17, 1927, 143–21; 22, 1932, 210).

705

Фома Аквинский, IIIа — 63.1.

706

Платоновское и филоновское (сравни Филон,"О опиф.", 16–19) отношение между интеллектуальным прототипом и его конкретным чувственным антитипом предполагает, что последнее реально существует только постольку, поскольку оно отражает первое. Но для Отцов (например, Игнатия Антиохийского) поместная Церковь сама по себе является реальностью, в которой"кафолическая"Церковь полностью присутствует и реально присутствует.

707

Иоанн Златоуст,"В Евр."14, ПГ.63. III-112:"Церковь (в своем евхаристическом собрании является небесной и ничем иным как небесами."А также Максим Исповедник,"Мист."1. ПГ. 91.6649–668С. В евхаристической литургии, действительно употребляемой в Православной Церкви, постоянно указывается на этот момент. Та же самая точка зрения отображается в архитектуре и иконографии византийских Церквей. Сравни И. Конгар,"Церковь…", стр.68.

708

Мы употребляем здесь термин"отлучение"не в смысле простого дисциплинарного действия, а в смысле реального выталкивания кого‑то из жизни общины.

709

При таком подходе было бы непостижимо мыслить, например, об Арии как о том, кто все еще каким‑то образом является священником!