ПРОПОВЕДИ ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЧТЕНИЯМ

Все то, что окружает нас, свидетельствует о Господе. Недаром псалмопевец говорит: «Небеса проповедуют славу Божию, творенье рук Его возвещает твердь»[2]. Но я прибавил бы к этим его словам: не только небеса, но и земля, и все, что есть вокруг, говорит о Своем Создателе, поет о Нем, возглашает о Нем. И утреннее пение птиц есть хор в честь Господа, пусть бессознательный, но искренний и правдивый, ибо нет лжи в творениях Божиих.

Когда–то люди поклонялись природе — это было ошибкой. Есть древнее сказание о том, как ветхозаветный праотец Авраам пришел к большому дереву, которому поклонялись язычники, и сказал: «Не ты ли Бог?» Огромный дуб, кряжистый, с большими корнями, уходящими глубоко в землю, гигантскими раскинутыми ветвями ответил: «Я не Бог». И тогда Авраам вышел на берег моря, встал на песке и увидел шумящие волны, бесконечную, безбрежную даль и сказал: «Не ты ли Бог?» И море ему ответило: «Не я». И наступил вечер, и над водой зажглись звезды, взошел месяц, позолотив воду, и, глядя на небо, воскликнул Авраам: «Вот где Бог!» И звезды ему ответили: «Нет, мы не боги». «Кто же тогда Бог?» — спросил, задумавшись, праотец. И все творения ответили ему хором: «Тот, Кто нас создал».

Вот это для нас всех напоминание: вечная картина вечной природы, которая вышла из рук Творца. Детьми ее мы являемся по плоти, хотя по духу мы гости в этом мире, так будем внимательны, будем смотреть вокруг и учиться принимать те чудесные, прекрасные дары, которые Господь дает нам в Своем творении.

Аминь.

Заповеди блаженства

Евангелие от Матфея 5:3–13 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждую Литургию мы слышим такие знакомые для нас слова: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны миротворцы», — так начинается Нагорная проповедь Спасителя, в которой сосредоточено главное евангельское учение о жизни. И наверное, никогда человек не исчерпает всей глубины этих священных, Божественных слов. Не случайно Нагорная проповедь была произнесена на горе.

Как в древности Синайский Закон был дан на горе, так, поднявшись на одну из гор на берегу Галилейского озера, Господь провозгласил Свою Благую Весть, Свой Новый Завет, Свою Новую жизнь. С этой горы прозвучали слова о жизни обновленной.

Начинается эта проповедь словом «блаженны», то есть счастливы, имеют полноту жизни, а кончаются заповеди блаженства, а вернее, обетования блаженства, так: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». О ком же говорит Господь? О тех, кто всегда преуспевал? — нет; о тех, кто всегда жил безоблачно, безболезненно, беспечально? — нет; о тех, кто не испытал в жизни препятствий, разочарований? — нет. Господь называет счастливыми плачущих, гонимых за правду и говорит нам, что в самом страдании Он пребывает с нами.

Имеет ли это к нам отношение? Прямое! Потому что весь мир страдает, каждый человек страдает. Недаром в Новом Завете сказано: «Мир лежит во зле»[3]. Горькая правда. Мы рождаемся в этом мире с плачем и уходим так же. Нас поражают болезни и немощи. Коротка жизнь человеческая — в Книге Иова она сравнивается с цветком, который сегодня расцвел, а завтра уже увял. Человек, говорится в этой Книге, рожденный женою, скуден днями и богат скорбью.

В самом деле, окинем взором свою жизнь и увидим, сколько было потрясений, огорчений, можно сказать, ни одного дня не проходит, чтобы человек не печалился, не терзался, не мучился от душевных и телесных болей. В конце концов, не успев расцвесть, он начинает увядать, слабеть, чувствовать на себе холодную, неумолимую руку смерти. Никакая земная слава, самая восторженная и ослепительная, не может скрыть от нас этих немощей, и когда человек, старый и больной, находится на вершине власти — на самом деле он несчастный человек, и никакие хвалы не могут заменить ему того, что он потерял.

Нет возможности исчислить всего, что нас преследует в жизни: измена друзей, разлука с дорогими людьми, неисполнение наших горячих и страстных желаний, удары, которые мы получаем по своему самолюбию, разочарования в людях и общая наша греховная немощь.

И сколько бы ни менялась жизнь на земле — от чего страдали люди пять тысяч лет назад, от того же страдают они и теперь. И те же у нас грехи, и те же у нас печали, и то же нас тревожит и в близких, и в далеких, и нет мира на земле — как была война, так и остается повсюду, — такова человеческая жизнь. Она похожа на темную пещеру, в которой еле светит огонек, и люди бредут, чтобы прийти в еще более темную яму, бредут один за другим, быстро проходя свой путь. Это правда о жизни. Все прекрасное забывается. Как сказал поэт Державин: