ПРОПОВЕДИ ПО ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЧТЕНИЯМ

Один грех накладывается на другой. Потому что такой человек, живущий в своем доме, в своей семье, ходящий на свою работу, всюду встречается как христианин. На него все смотрят; на любую бабушку смотрят — вот она православная, вот она ходит в храм, и какой же мы ее видим? Так спрашивают внешние люди. Но, оказывается, она просто ходит. Пришла сюда, постояла, поумилялась, может быть, и слезу пролила, послушав пение, и вернулась домой, к людям, неся в себе зло, которое не вычистила, не вырвала из своего сердца. И таким образом через нее хулится вера Христова. Потому что люди говорят: «Вот что она вынесла из храма Божия!»

Так, дорогие мои, как опасна вера внешняя, формальная. Поэтому нам нужны истинное христианство и истинная вера, о которой учил нас святитель Тихон Задонский.

И в день его памяти мы все должны просить его (ибо святые продолжают молиться за тех, кого они покинули в этой жизни) о том, чтобы он, ставший в мире светочем, светом, святителем, и нас наставил, укрепил и научил исполнять волю Христа Спасителя, Который сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного!» [108]

Аминь.

Пророка Самуила

2 сентября Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь празднует память пророка Божия Самуила. Жил он очень давно, за много веков до Рождества Христова, и, конечно, в его время люди еще не знали ни Закона Евангельского, ни правды Христовой, и вера им как бы только–только начинала светить, как солнце до своего восхода первыми лучами зари освещает землю. Так было и тогда, когда жил пророк Божий Самуил.

Мы с вами, христиане, живущие уже после явления Спасителя на земле, живущие уже в свете Его Евангелия, знающие уже и Путь, и Истину, и Жизнь, — призываемы Церковью оглядываться назад и вспоминать дни древние, вспоминать тех людей, которые подготовили и предварили явление в мир Истины Христовой.

Священное Писание, рассказывая о жизни пророка Самуила, приводит для него много значительного, важного, заставляющего задумываться над жизнью людей, над их отношением друг к другу, к святыне, к Богу.

Пророк Самуил родился при необычных обстоятельствах. Его мать Анна была бесплодной, и для нее это было великое горе, потому что человек, не имевший детей, считался проклятым Богом. Она проходила по улицам, как прокаженная, как зачумленная, каждый мог показать на нее и сказать: «Вот идет Анна, от которой Бог отвернулся. Он покарал ее за грехи».

И вот однажды ее боль сердечная и страдания дошли до самой высшей точки терпения, она пошла в город Силом, где стоял Ковчег Завета. В то время не было еще Храма Иерусалимского, да и самого Иерусалима как священного города еще не было. А был город для молитв и для поклонения Шело, или Силом. Там в шатре, охраняемый священниками и служителями–левитами, находился Ковчег Завета — священная реликвия, святыня народа Божия; драгоценный ларец, который как бы служил престолом, на котором незримо пребывал Сам Господь, когда благословлял верующих. День и ночь охраняли и сторожили служители и этот шатер — Скинию, и этот Ковчег.

Пришла Анна к порогу Скинии, остановилась, упала на землю и долго плакала. А потом поднялась и начала молиться. Но от горя у нее уже и язык не повиновался, и слова те она произносила в сердце, а если бы она говорила устами, то кричала бы громким голосом!

И вот старый священник Илий, который возглавлял братство служителей Скинии и Ковчега, сидел на своем кресле возле святилища и наблюдал за этой женщиной. Ему показались странными ее движения, ее молчаливые закушенные губы, из которых не вырывалось ни одного звука. Ему вдруг пришло в голову, что она пьяная, и он строго сказал ей: «Уйди от святыни, ты пришла сюда пьяная!» Тогда она поклонилась ему и стала говорить:

«Прости меня, я пришла сюда совсем не пьяная. Меня горе убило. Я потому не держусь на ногах, что вся жизнь у меня сломана и угнетена. Я потому шатаюсь, что бремя моей печали слишком велико. Я прошу у Бога, чтобы он снял с меня поношение и дал мне наконец дитя».